Постановление ФАС РФ от 28.11.2019 по делу N 08/04/14.3-144/2019

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 28.11.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2019 г. по делу N 08/04/14.3-144/2019

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, рассмотрев протокол и материалы дела N 08/04/14.3-144/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО "В" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002),

установил:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года.

В рекламе сообщается: "Овнам, рыбам, даже львам, девам, ракам и тельцам, водолеям и стрельцам, скорпионам и весам, козерогам, близнецам. Безлимит бесплатно вам. Звезды сошлись для всех. Безлимитный интернет 3 месяца бесплатно во всех тарифах. Билайн. Живи на яркой стороне".

На протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются следующие дисклеймеры:

1. с 10 секунды по 12 секунду - предложение для физических лиц - абонентов тарифных планов "Билайн" (ТП) предоплатной системы расчетов (кроме ТП для модемов и роутеров и ТП с безусловным безлимитным интернетом);

2. с 12 секунды по 14 секунду - действует на все территории РФ, кроме Чукотского АО, Респ. Крым и Севастополя. Условие бесплатного предоставления безлимитного интернета на 3 месяца для абонентов, впервые...;

3. с 14 секунды по 16 секунду - подключающихся к "Билайн" в период действия предложения, безакцептное; для всех прочих абонентов - акцептное и зависит от типа ТП: в пакетных ТП, кроме тарифа "Социальный пакет", -

4. с 16 секунды по 18 секунду - без дополнительных условий, в прочих типах ТП - при пополнении баланса на 400 рублей. Предложение действует с 25.07.2019 по 01.10.2019, для Санкт-Петербургского филиала...

5. с 18 секунды по 21 секунду - по 13.10.2019. Подробнее об условиях подключения и суммах пополнения - на beeline.ru. Организатор акции ПАО "В" имеет право в одностороннем порядке изменить правила

6. с 21 секунды по 23 секунду - и сроки ее проведения, уведомив об этом на beeline.ru. ОГРН <...>, РФ, 127083, Москва, ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14.

Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 5% площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО "В", акция недоступна абонентам:

- с тарифами, у которых уже имеется безлимитный интернет без дополнительных условий и платных опций или опция безлимитного интернета бесплатна;

- с тарифами с постоплатной системой расчетов;

- с тарифами для модемов/роутеров;

- которые отключили услугу "Безлимитный интернет + HD-видео" на тарифах "Анлим архив 03.2019", "Супер Анлим" и "Анлим";

- у которых действует другая платная безлимитная интернет-опция;

- с дополнительными номерами, подключенными к пакету услуг тарифа основного номера.

Бесплатный безлимит всем на 3 месяца не работает в USB-модемах и роутерах, при использовании SIM-карты в этих устройствах доступ в интернет блокируется.

Соответственно существует ряд тарифов, на которые не распространяется акция "Бесплатный безлимит", в то время как в рекламе сообщается о том, что безлимитный интернет предоставляется на всех тарифах.

ПАО "В" в своих пояснениях указывает на то, что реклама содержит соответствующие действительности сведения о доступности подключения акции на соответствующих тарифах. ПАО "В" полагает, что использованный в дисклеймерах шрифт, его контрастность и размер, а также скорость демонстрации дисклеймеров способствуют тому, что реклама в полном объеме доводит до потребителей информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция.

При этом ФАС России пришел к заключению, что форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с информацией о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит" в отличие от информации о том, что безлимитный интернет предоставляется 3 месяца бесплатно во всех тарифах, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и озвучивается закадровым голосом, и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе информации о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С учетом изложенного в рекламе акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года, нарушен пункт 2 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Рекламодателем является ПАО "В" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО "В" имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО "В" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В" в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года.

Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

1. Применить к ПАО "В" (ул. Восьмого марта, д. 10, стр. 14, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771301001, дата регистрации: 28.08.2002) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

УИН 16100500000000334229 Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610) Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО ИНН <...> КПП 770301001 БИК 044525000 Расчетный счет 40101810045250010041 КБК 161 1 1626000016000140 ОКТМО 4538 0000 Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платежных документов (по электронной почте <...>, delo@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.