ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2019 г. по делу N 19/44/105/2911
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия "ДА" (далее - Заказчик), "ДБ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на организации работ по объекту "Реконструкция системы биологической очистки на городских очистных сооружениях г. Курска" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0144300004019000680) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.08.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 285 267 185 рублей;
3) источник финансирования - Заказчик осуществляет оплату работ по контракту за счет средств на 2019 - 2023 годы в рамках муниципальной программы "Градостроительство и инвестиционная деятельность в городе Курске на 2019 - 2024 годы", утвержденной постановлением Администрации города Курска от 15 октября 2018 г. N 2390, постановления Администрации города Курска от 25 июля 2019 г. N 1299 "О заключении долгосрочного муниципального контракта на организацию работ по объекту "Реконструкция системы биологической очистки на городских очистных сооружениях г. Курска", средств бюджета Курской области, в том числе полученных в виде субсидии из федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимых ему в установленном порядке комитетом финансов города Курска на соответствующий финансовый год; КБК - 910050210006L1130414, 910050210006R1130414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.10.2019;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 28.10.2019;
8) в период Аукциона 3 участника закупки подавали ценовые предложения;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о несоответствии требованиям документации об Аукционе всех вторых частей заявок на участие в закупке.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 99.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона начальная (максимальная) цена контракта - 2 285 267 185 рублей.
Информационной картой документации об Аукционе также установлены вышеуказанные дополнительные требования к участникам закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что предметом закупки является линейный объект капитального строительства, в связи с чем, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Вместе с тем, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является объект производственного назначения, что согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, не относится к линейному объекту. Кроме того, указанное подтверждается положительными заключениями о проверке достоверности определения сметной стоимости выполнения работ на объект капитального строительства N 46-1-5-0015-14 от 2014, N 46-1-6-0222-16 от 2016 года, а также положительным сводным заключением (вид публичного технологического аудита объектов капитального строительства) N 19/01/04-2018.
С учетом вышеизложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих, что закупаемый предмет закупки относится к линейному объекту капитального строительства, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Решением Комиссии от 14.10.2019 по делу N 19/44/105/2675 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду решение ФАС РФ от 15.10.2019 г. по делу N 19/44/105/2675.
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения о согласовании с Заказчиком видов и объемов работ, предусмотренных государственным контрактом, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в размещении ненадлежащего разъяснения положений документации об Аукционе;
- части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся во внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона позднее, чем за два рабочих дня до окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
В связи с чем, по вышеуказанным нарушениям Комиссией ФАС выдано предписание об устранении выявленных нарушений на этапе заключения государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Э" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 4, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 14.10.2019 по делу N 19/44/105/2675, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 14.10.2019 по делу N 19/44/105/2675 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.