Решение ФАС РФ от 07.11.2019 по делу N 08/05/5-128/2019

"О признании жалобы обоснованной: реклама содержит нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""
Редакция от 07.11.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 7 ноября 2019 г. по делу N 08/05/5-128/2019

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель Председателя Комиссии <...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;

Члены Комиссии:

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении рекламы акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В" в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: <...>

рекламодатель: ПАО "В" (<...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: 28.08.2002) - <...>,

установила:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года.

В рекламе сообщается: "Овнам, рыбам, даже львам, девам, ракам и тельцам, водолеям и стрельцам, скорпионам и весам, козерогам, близнецам. Безлимит бесплатно вам. Звезды сошлись для всех. Безлимитный интернет 3 месяца бесплатно во всех тарифах. Билайн. Живи на яркой стороне".

На протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются следующие дисклеймеры:

1) с 10 секунды по 12 секунду - предложение для физических лиц - абонентов тарифных планов "Билайн" (ТП) предоплатной системы расчетов (кроме ТП для модемов и роутеров и ТП с безусловным безлимитным интернетом);

2) с 12 секунды по 14 секунду - действует на все территории РФ, кроме Чукотского АО, Респ. Крым и Севастополя. Условие бесплатного предоставления безлимитного интернета на 3 месяца для абонентов, впервые...;

3) с 14 секунды по 16 секунду - подключающихся к "Билайн" в период действия предложения, безакцептное; для всех прочих абонентов - акцептное и зависит от типа ТП: в пакетных ТП, кроме тарифа "Социальный пакет", -

4) с 16 секунды по 18 секунду - без дополнительных условий, в прочих типах ТП - при пополнении баланса на 400 рублей. Предложение действует с 25.07.2019 по 01.10.2019, для Санкт-Петербургского филиала...

5) с 18 секунды по 21 секунду - по 13.10.2019. Подробнее об условиях подключения и суммах пополнения - на beeline.ru. Организатор акции ПАО "В" имеет право в одностороннем порядке изменить правила

6) с 21 секунды по 23 секунду - и сроки ее проведения, уведомив об этом на beeline.ru. ОГРН <...>, <...>.

Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 5% площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 2 секунд.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО "В", акция недоступна абонентам:

- с тарифами, у которых уже имеется безлимитный интернет без дополнительных условий и платных опций или опция безлимитного интернета бесплатна;

- с тарифами с постоплатной системой расчетов;

- с тарифами для модемов/роутеров;

- которые отключили услугу "Безлимитный интернет + HD-видео" на тарифах "Анлим архив 03.2019", "Супер Анлим" и "Анлим";

- у которых действует другая платная безлимитная интернет-опция;

- с дополнительными номерами, подключенными к пакету услуг тарифа основного номера.

Бесплатный безлимит всем на 3 месяца не работает в USB-модемах и роутерах, при использовании SIM-карты в этих устройствах доступ в интернет блокируется.

Соответственно существует ряд тарифов, на которые не распространяется акция "Бесплатный безлимит", в то время как в рекламе сообщается о том, что безлимитный интернет предоставляется на всех тарифах.

ПАО "В" в своих пояснениях указывает на то, что реклама содержит соответствующие действительности сведения о доступности подключения акции на соответствующих тарифах. ПАО "В" полагает, что использованный в дисклеймерах шрифт, его контрастность и размер, а также скорость демонстрации дисклеймеров способствуют тому, что реклама в полном объеме доводит до потребителей информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция.

При этом Комиссия ФАС России пришла к заключению, что форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с информацией о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит" в отличие от информации о том, что безлимитный интернет предоставляется 3 месяца бесплатно во всех тарифах, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и озвучивается закадровым голосом, и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе информации о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С учетом изложенного в рекламе акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшейся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года, усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Рекламодателем является ПАО "В" (<...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: 28.08.2002).

Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшуюся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года, поскольку в рекламе сообщаются недостоверные сведения о том, что безлимитный интернет предоставляется бесплатно на 3 месяца на всех тарифах ПАО "В".

2. Признать ненадлежащей, нарушающей части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу акции "Бесплатный безлимит" ПАО "В", распространявшуюся в эфире телеканала "ТНТ" в июле - августе 2019 года, поскольку реклама умалчивает существенную информацию о том, на какие тарифы не распространяется акция "Бесплатный безлимит", что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

3. Выдать ПАО "В" (<...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: 28.08.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО "В".

Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.