Решение ФАС РФ от 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2143

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают П.2 ч. 6 ст. 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 08.08.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2019 г. по делу N 19/44/105/2143

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФКП "А" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Единая комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропорта Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0516100000119000020) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в документации о проведении Запроса предложений требование о размере обеспечения заявок на участие в закупке.

Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 07.08.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.08.2019.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 26.07.2019;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 276 038 570,80 рублей;

3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1070408243V724100414;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;

5) дата окончания подачи заявок на участие в запросе предложений - 02.08.2019;

6) в соответствии с частью 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом, ненадлежащим образом в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлено требование о размере обеспечения заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе информацию, указанную в части 4 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 83.1 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должна содержаться информация, предусмотренная пунктами 1 - 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе), пунктом 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), пунктами 9 - 11 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Частью 16 статьи 44 закона о контрактной системе предусмотрены размеры обеспечения заявки, а именно:

1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;

2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

Пунктом 17 информационной карты установлено следующее требование: "Размер обеспечения заявок на участие в закупке 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 27 603 857,08 (двадцать семь миллионов шестьсот три тысячи восемьсот пятьдесят семь) рублей 08 копеек, НДС не облагается.

Порядок внесения регулируется статьей 44 Закона о контрактной системе".

Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что при формировании документации о проведении Запроса предложений допущена техническая ошибка, а также, что размер обеспечения заявок на участие в закупке - 0.5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 380 192,85 рублей. При этом, согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа, извещение о проведении закупки содержит указание на корректный размер обеспечения заявок на участие в закупке Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требования в документации о проведении Запроса предложений к размеру обеспечения заявок на участие в закупке нарушают пункт 1 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Согласно пункту 26 информационной карты документации об Запроса предложений установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 0,5% начальной (максимальной) цены контракта и составляет 1 380 192,85 (Один миллион триста восемьдесят тысяч сто девяносто два) рубля 85 копеек.

При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта не содержит условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установившего в проекте государственного контракта документации о проведении Запроса предложений обязанность поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно пункту 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.

При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции аэропорта Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия).

Вместе с тем, в ЕИС на момент рассмотрения жалобы Заявителя проектно-сметная документация не размещена.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 30 статьи 34, пунктов 1, 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 08.08.2019 по делу N 19/44/105/2143 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.