Решение ФАС РФ от 24.07.2019 по делу N 08/05/28-41/2019

"О признании жалобы обоснованной: реклама признана ненадлежащей, так как нарушает ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""
Редакция от 24.07.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2019 г. по делу N 08/05/28-41/2019

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<...> - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении на радио "Вести ФМ" в декабре 2018 года рекламы финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства жилого комплекса "С",

в присутствии лиц, участвующих в деле:

рекламодатель: ООО "ГА" (адрес: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 5/16, лит. А, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 780101001, дата регистрации: 12.12.2006) - <...>;

заинтересованное лицо: ООО "ГБ" (адрес: Владимирский пр-т, 1/47, пом. 52-н, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 784001001, дата регистрации: 27.06.2012) - уведомлены, не явились;

рекламораспространитель: ФГУП "В" (адрес: 5-я улица Ямского Поля, д. 19-21, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771401001, дата регистрации:11.10.1993) - <...>;

установила:

Реклама финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства жилого комплекса "С", распространялась на радио "Вести ФМ" в декабре 2018 года.

В рекламных роликах сообщалось:

"Двадцать первый квартал в жилом комплексе "С". Новый европейский уровень планировок, отделки общественных территорий. Однокомнатные квартиры от двух миллионов девятисот тысяч рублей. Звоните 602-20-10!", "В новом жилом районе "С" Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Копенгаген, и сразу неясно, куда ты попал. Все просто, комфортно, красиво, удобно, новый, другой Двадцать первый квартал. Двадцать первый квартал в жилом комплексе "С". Новый европейский уровень планировок, отделки общественных территорий. Однокомнатные квартиры от двух миллионов девятисот тысяч рублей. Звоните 602-20-10! Двадцать первый квартал. Жилой комплекс "С".

Далее в течение 3 секунд в рекламных роликах сообщается обязательная в силу закона информация о проектной декларации и наименовании застройщика, недоступная к восприятию в связи со скоростью ее представления.

Из рекламных роликов следует, что объектом рекламирования выступают финансовые услуги, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять информацию о проектной декларации и наименовании застройщика в связи со скоростью представления информации.

Формальное присутствие в рекламе указанной информации не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства жилого комплекса "С", распространявшейся на радио "Вести ФМ" в декабре 2018 года, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".

Рекламораспространителем указанной рекламы является ФГУП "В" (адрес: 5-я улица Ямского поля, д. 19-21, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771401001, дата регистрации:11.10.1993).

Согласно информации, предоставленной ООО "ГБ", между ООО "ГБ" (Агент) и ООО "ГВ" (Принципал) было заключено агентское соглашение N 140618 от 14.06.2018 (далее - Агентское соглашение).

Согласно пункту 1.1 Агентского соглашения в соответствии с Соглашением Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала сделки с третьими лицами и совершать фактические действия в целях размещения рекламно-информационных материалов (далее - "РИМ") Принципала по бренду "ГВ", а также по проектам "С", "Юнтолово" в средствах массовой информации, а именно на радио в Санкт-Петербурге, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за исполнение поручения Агента на размещение РИМ.

Соответственно рекламодателем рекламы финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства жилого комплекса "С", является ООО "ГА" (адрес: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 5/16, лит. А, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 780101001, дата регистрации: 12.12.2006).

ООО "ГА" в своих объяснениях указывает на то, что действующим законодательством не устанавливаются параметры аудиороликов, которые могут размещаться в качестве аудиорекламы, включая скорость передачи информации, громкость, тембр, ритм, интонации и т.д. Восприятие информации у различных людей отличается, и не каждое физическое лицо в силу своих особенностей может качественно воспринимать ту или иную информацию, в том числе аудиозапись. Различия между физическими лицами с учетом правовой неопределенности требований к аудиорекламе означают, что невозможно однозначно установить, с какой скоростью должна предоставляться та или иная аудиоинформация в рекламе.

Также ООО "ГА" полагает, что оптимальным для восприятия считается темп речи от 60 до 80 слов в минуту, допустимым - до 120 слов в минуту. Текст в конце рекламных роликов с информацией о застройщике и месте размещения проектной декларации занимает 3 секунды и включает в себя 6 слов. Также ООО "ГА" считает, что ролики с рекламой ЖК "С" укладываются в допустимые значения.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, проанализировав рекламу, не может согласиться с позицией ООО "ГА", поскольку в фрагменте "Застройщик ООО ГВ Проектная декларация на нашточкадомточкарф" содержится больше 6 слов и скорость представления информации о проектной декларации и наименовании застройщика превышает допустимый темп речи и не позволяет потребителям воспринять и различить сообщаемую информацию.

Руководствуясь частью 7 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рекламу финансовых услуг, связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства жилого комплекса "С", распространявшуюся на радио "Вести ФМ" в декабре 2018 года, поскольку форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять информацию о проектной декларации и наименовании застройщика.

2. Выдать ООО "ГА" (адрес: наб. Лейтенанта Шмидта, д. 5/16, лит. А, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 780101001, дата регистрации: 12.12.2006) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

3. Выдать ФГУП "В" (адрес: 5-я улица Ямского Поля, д. 19-21, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 771401001, дата регистрации:11.10.1993) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

4. Выдать ООО "ГБ" (адрес: Владимирский пр-т, 1/47, пом. 52-н, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП 784001001, дата регистрации: 27.06.2012) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "ГА", ФГУП "В".

Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.