Приказ Минобразования РФ от 14.07.99 N 81

"Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации"
Редакция от 07.08.2003 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2007 N 10»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 14 июля 1999 г. N 81

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 09.07.2003 N 2959 (ред. от 07.08.2003))

Во исполнение приказа Минобразования России от 23 марта 1999 г. N 716 <*> приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации (приложение).

<*> См.: Бюллетень Минобразования России, 1999, N 6, с.28.

2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства печати и информации Российской Федерации от 1 сентября 1992 г. N 325/371 "Об утверждении положения о порядке издания учебной литературы и программ для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения и внешкольных учреждений".

Министр
В.ФИЛИППОВ

Приложение
к приказу Минобразования РФ
от 14 июля 1999 г. N 81

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 09.07.2003 N 2959 (ред. от 07.08.2003))

I. Официальное утверждение учебного издания

Министерство образования Российской Федерации (далее - Министерство) утверждает учебные издания в качестве учебников и учебных пособий.

Официальное утверждение учебного издания Министерством реализуется через процедуру присвоения грифа.

Гриф Министерства свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования, обязательным минимумам общего образования, примерным программам и другим нормативным требованиям, утвержденным Министерством.

Грифы оформляются управлениями Министерства, курирующими соответствующие образовательные учреждения, либо Управлением учебного книгоиздания, библиотек и медиатек при делегировании ему данных полномочий.

Текст грифа (его редакция) варьируется с учетом специфики конкретного учебного издания. В тексте указывается:

вид учебного издания*(1), предметное содержание издания в соответствии с учебной программой (основной или дополнительной) по дисциплине (предмету), читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя.

Текст грифа Минобразования России размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных. Редакция грифа не может подвергаться изменениям со стороны издателя или автора. В соответствии с издательским ГОСТом 7.4-95 на оборотной стороне титульного листа учебника или учебного пособия указываются рецензенты, давшие положительное заключение на рукопись.

II. Порядок присвоения рекомендательного грифа учебным изданиям для дошкольного, дополнительного, специального (коррекционного), начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

1. Для решения вопроса о присвоении грифа Министерства образования Российской Федерации автор или издатель (издающая организация и др.) направляет в структурное подразделение Минобразования России, курирующее данный уровень образования, либо при делегировании соответствующих полномочий в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек следующие документы и материалы:

1.1. Письмо автора или издателя, имеющего авторские права на издание, в котором дается краткая информация об учебном издании, его выходные данные; читательское назначение (указать категорию обучаемых).

1.2. Оригинал-макеты или изданные произведения не менее чем в двух экземплярах. На второе и последующие издания могут быть представлены копии оригинал-макета (или готовое издание), расклейки рукописи с исправлениями и дополнениями.

2. Представленные материалы регистрируются в соответствующем структурном подразделении Министерства и в недельный срок направляются в Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации для получения экспертного заключения.

3. Рассмотренные в течение месяца предметными секциями Федерального экспертного совета материалы с заключениями предметных секций и рецензиями возвращаются в соответствующее структурное подразделение Министерства.

В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научный уровень изложения материала, констатируется соответствие обязательным минимумам образования, примерным учебным программам.

В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о целесообразности издания рукописи с грифом Минобразования России, определяется читательский адрес учебного издания, предлагается редакция грифа*(2).

В случае отрицательного мнения рецензента выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии.

Рецензия должна быть подписана ее автором (рецензия кафедры со ссылкой на дату проведения заседания кафедры и номер протокола подписывается ее заведующим) с указанием места работы рецензента, его должности, ученого звания и степени. Подпись заверяется печатью, ставится дата. Более детальные требования к рецензии на издания, претендующие на присвоение грифа Минобразования России, утверждаются президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

4. Учебники при первом издании получают гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается при положительных заключениях предметных секций Федерального экспертного совета и оформляется приказом за подписью заместителя Министра образования Российской Федерации.

5. Учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством..." и прошедшие апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получают гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается после положительного заключения президиума Федерального экспертного совета Минобразования России и оформляется приказом Министерства за подписью Министра по представлению ответственного секретаря президиума.

Порядок апробации учебных изданий определяется президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

6. Учебное пособие при первом издании получает гриф "Допущено Минобразованием России в качестве учебного пособия...", который оформляется письмом на бланке Министерства и подписывается начальником соответствующего структурного подразделения Министерства, отвечающего за содержание образования соответствующего уровня.

7. Учебное пособие, имеющее гриф "Допущено Минобразованием России......" и прошедшее апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получает гриф "Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебного пособия...", который оформляется приказом Министерства за подписью заместителя Министра, курирующего управление, отвечающее за содержание образования соответствующего уровня.

8. При оформлении грифов на переиздание учебников и учебных пособий можно ограничиться заключением Федерального экспертного совета Минобразования России. Стереотипные издания учебников и учебных пособий (начиная с 3-го издания) могут выпускаться без рецензирования в пределах срока действия обязательных минимумов образования и если с момента их издания прошло не более 4 лет.

9. Учебно-методическая литература, представляемая на изменение грифа, поступает в Министерство с рецензиями от учителей-практиков, методистов и с заключением кафедр повышения квалификации работников образования.

10. Срок рассмотрения грифа устанавливается до трех месяцев.

11. Срок действия грифа - пять лет. Один раз в пять лет необходимо подтверждение грифа на учебники и учебные пособия с целью приведения их в соответствие с обязательными минимумами содержания по каждому предмету.

12. Копии писем и приказов о присвоении грифа Минобразования России, а также сведения о рецензентах, давших экспертное заключение на издание, направляются в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек для формирования соответствующей базы данных.

13. Оригинал-макеты или готовые издания с решением Министерства, рецензиями и экспертными заключениями возвращаются соответствующим управлением автору или издателю (издающей организации).

14. Отклоненное издание может быть повторно представлено на рассмотрение в Министерство после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее, чем через три месяца после отклонения.

15. Издательство (издающая организация), выпустившее учебную книгу с грифом Минобразования России, обязано представить в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек 3 экземпляра данного издания в месячный срок со дня выхода его в свет.

III. Порядок присвоения грифа учебным изданиям для начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, специального (коррекционного) профессионального и дополнительного профессионального образования

1. Для решения вопроса о присвоении грифа Министерства образования Российской Федерации автор или издатель (издающая организация и др.) направляет в структурное подразделение Минобразования России, курирующее данный уровень образования*(3), либо при делегировании соответствующих полномочий в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек следующие документы и материалы:

1.1. Письмо автора или издателя (руководителя издающей организации), в котором дается краткая информация об учебном издании, его выходные данные [фамилия, имя и отчество автора или коллектива авторов (редактор)]; название рукописи; номер издания (первое или переиздание); объем (в авт. л.); планируемый тираж и год выпуска; по какой учебной программе подготовлена рукопись; ее читательское назначение.

1.2. Подготовленную к изданию рукопись (готовое издание) в трех экземплярах. На второе и последующие издания могут быть представлены расклейки рукописи с исправлениями и дополнениями (копии оригинал-макета, готовое издание).

2. Представленные материалы регистрируются в соответствующем управлении Министерства и в течение недели направляются в Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации для организации рецензирования.

3. Федеральный экспертный совет по согласованию с соответствующим управлением Министерства в течение двух недель направляет полученные документы на экспертизу в учебно-методические объединения, научно-методические советы высшего профессионального образования, Научно-методический центр по среднему профессиональному образованию, Институт развития профессионального образования и Экспертный совет по начальному профессиональному образованию, Научно-методический совет по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и иные организации и образовательные учреждения для получения экспертного заключения.

4. Заключение (с приложением рецензий) направляется в Федеральный экспертный совет Минобразования России. Заключение дается на основании двух-трех независимых рецензий ведущих специалистов в данной области.

В заключении подтверждается соответствие содержания рукописи требованиям государственных образовательных стандартов профессионального образования, психолого-педагогическим требованиям, отмечается актуальность, возможность использования в комплекте с учебными пособиями (учебниками) и другими учебными изданиями. Четко формулируется вывод о целесообразности присвоения рекомендательного грифа Министерства; предлагается редакция грифа.

В рецензиях дается всесторонняя и объективная оценка содержания и структуры учебного издания, информация об отличительных особенностях данного издания в сравнении с существующими, анализ его методических достоинств и недостатков, оценивается научный уровень изложения материала, констатируется соответствие государственным образовательным стандартам профессионального образования и программе учебной дисциплины.

В заключительной части рецензии даются обоснованные выводы о целесообразности издания рукописи с грифом Министерства, определяется читательский адрес, предлагается редакция грифа*(4). В случае отрицательного мнения рецензента выводы последнего должны быть достаточно аргументированы и четко сформулированы в заключительной части рецензии.

Рецензия должна быть подписана ее автором (рецензия кафедры - со ссылкой на дату проведения заседания кафедры и номер протокола - подписывается ее заведующим) с указанием места работы рецензента, его должности, ученого звания и степени. Подпись заверяется печатью, ставится дата. Более детальные требования к рецензии на рукописи, претендующие на присвоение грифа Минобразования России, утверждаются президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

При оформлении грифов на переиздание учебников и учебных пособий можно ограничиться одной рецензией учебно-методического объединения (Научно-методического совета или Научно-методического центра). Стереотипные издания учебников и учебных пособий (начиная с 3-го издания) могут выпускаться без рецензирования в пределах срока действия государственных образовательных стандартов профессионального образования и если с момента их издания прошло не более 2 лет.

5. Федеральный экспертный совет Минобразования России направляет заключение и рецензии в соответствующее управление Министерства.

6. Учебники при первом издании получают гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается при наличии положительных заключений соответствующих организаций и соответствующего управления Министерства и оформляется приказом Министерства за подписью заместителя Министра образования Российской Федерации, курирующего управление, отвечающее за содержание образования соответствующего уровня.

7. Учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством..." и прошедшие апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получают гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...", который дается после рассмотрения президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России и оформляется приказом Министерства за подписью Министра по представлению ответственного секретаря президиума.

Порядок апробации новых учебных изданий утверждается президиумом Федерального экспертного совета Минобразования России.

8. Учебное пособие при первом издании получает гриф "Допущено Минобразованием России в качестве учебного пособия...", который подписывается начальником соответствующего структурного подразделения.

9. Учебное пособие, имеющее гриф "Допущено Минобразованием России..." и прошедшее апробацию в соответствующих образовательных учреждениях, при последующем издании получает гриф "Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебного пособия...", который оформляется приказом Министерства за подписью заместителя Министра, курирующего управление, отвечающее за содержание образования соответствующего уровня.

10. Срок рассмотрения грифа устанавливается до трех месяцев.

11. Срок действия грифа - 5 лет. Если за это время книга не издана, то необходимо получить новое разрешение на гриф Минобразования России.

12. Копии писем и приказов о присвоении грифа Минобразования России, а также сведения о рецензентах, давших экспертное заключение на издание, направляются в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек для формирования соответствующей базы данных.

13. Рукописи (оригинал-макеты или готовые издания) с решением Министерства, рецензиями и экспертными заключениями возвращаются соответствующим управлением автору или издателю (издающей организации).

14. Отклоненная рукопись (издание) может быть повторно представлена на рассмотрение в Министерство после доработки по замечаниям рецензентов, но не ранее, чем через три месяца после отклонения.

15. Издательство (издающая организация), выпустившее учебную книгу с грифом Минобразования России, обязано представить в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек три экземпляра данного издания в месячный срок со дня выхода его в свет.

IV. Порядок представления материалов в президиум Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации

Для вынесения вопроса о присвоении грифа "Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебника..." на заседание президиума Федерального экспертного совета Минобразования России, в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек должны быть представлены следующие документы:

1. Письмо автора или издателя.

2. Заключение соответствующей организации или предметной секции Федерального экспертного совета Минобразования России с приложением не менее двух рецензий. Срок действия рецензии - не более 1 года.

3. Заключение соответствующего управления о целесообразности присвоения учебному изданию грифа "Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебника".

4. Оформленные надлежащим образом результаты апробации.

*(1) К учебным изданиям, согласно издательскому ОСТу 29.130-97. "Издания. Термины и определения", относятся:

1. Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебникам относится букварь - первый учебник для обучения грамоте и чтению.

2. Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся:

учебно-наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.);

учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета;

самоучитель - учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя;

хрестоматия - учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины;

практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

К практикуму относится задачник;

учебная программа - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

*(2) Редакции грифов учебных изданий для общего образования:

1. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по... (наименование учебного предмета, дисциплины) для...... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя Министра).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по физике для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением физики".

2. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по... (наименование учебного предмета, дисциплины) для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью Министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по физике для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением физики".

3. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по... (наименование учебного предмета, дисциплины) для... (читательский адрес)" (письмо начальника Управления).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по геометрии для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений".

4. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по... (наименование учебного предмета, дисциплины) для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя Министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по геометрии для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений".

*(3) Рукописи учебной литературы по программам дополнительного образования, реализуемые вузом с целью присвоения дополнительной квалификации, направляются в Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

*(4) Редакции грифов учебных изданий для профессионального образования:

1. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя Министра).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств" и специальностям "Технология машиностроения", "Металлорежущие станки и инструменты".

2. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью Министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств" и специальностям "Технология машиностроения", "Металлорежущие станки и инструменты".

3. "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для... (читательский адрес)" (письмо за подписью начальника Управления).

Пример: "Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Проектирование и технология электронных средств" и специальности "Конструирование и технология электронно-вычислительных средств".

4. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для... (читательский адрес)" (приказ Министерства за подписью заместителя Министра).

Пример: "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Проектирование и технология электронных средств" и специальности "Конструирование и технология электронно-вычислительных средств".