ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2019 г. по делу N 19/44/105/2027
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" на действия Управления Судебного департамента в г. Москве (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления Судебного департамента в г. Москве (далее -Аукционная комиссия), ЗАО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг санаторно-курортного лечения для действующих судей и членов их семей (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100047019000043) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие о начале срока исполнения государственного контракта;
2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлена обязанность поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения;
4. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 23.07.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 24.07.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 16.07.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 141 158 рублей;
3) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 43801059090093966244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.07.2019.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие о начале срока исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 13 информационной карты документации об Аукционе срока оказания услуг - "С момента подписания государственного контракта Заказчиком по 31.12.2019".
При этом, согласно пункту 4.1. Начало оказания услуг - июль Окончание оказания услуг - декабрь".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании документации об Аукционе допущена техническая ошибка, а также, что верным считать начало срока исполнения государственного контракта - с даты заключения государственного контракта".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно не установлено точное количество путевок, подлежащих предоставлению в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно извещению, объектом закупки является оказание услуг санаторно-курортного лечения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по указанному объекту закупки невозможно определить объем подлежащих оказанию услуг, в связи с чем оплата оказанных услуг осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, при этом техническим заданием документации об Аукционе содержит исчерпывающий перечень сведений в отношении объемов оказываемых услуг, а именно: требования к месту проведения санаторно-курортного лечения, количеству дней оказания услуг и другие.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта не установлена обязанность поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения.
В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Согласно пункту 34 информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 5% начальной (максимальной) цены контракта и составляет 357 057 (Триста пятьдесят семь тысяч пятьдесят семь) рублей 90 копеек.
При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта не содержит условие, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Аукционе копии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Пунктами 25 "Требования к участникам аукциона", 32 "Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлены в том числе следующие требования: "в случае если участник закупки является туроператором (турагентом) в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предоставляется копия документа подтверждающего наличие финансового обеспечения (копия договора страхования ответственности туроператора либо копия банковской гарантии) ст. 17.1; согласно ст. 11.2 предоставляется подтверждение о нахождении в реестре сведений о Турагентах (Положение о порядке формирования и ведения сведений о Турагентах);
- в случае, если участник закупки, является санаторием в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СБ") предоставляется копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или иного документа, выданного уполномоченным органом в сфере контроля здравоохранения, по профилю санаторно-курортного лечения, выданная на участника закупки или на соисполнителя в случае, если участник закупки является туроператором (турагентом)".
На заседании Комиссии установлено, что согласно проекту государственного контракта документации об Аукционе, исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок и в соответствии с техническим заданием оказать услуги (работы) по санаторно-курортному лечению, посредством продажи путевок.
На основании изложенного, а также учитывая, что в рамках исполнения контракта исполнителю необходимо оказать услуги исключительно по продаже путевок, а не оказывать медицинские услуги, вышеуказанные требования должны предъявляться к учреждениям, в которых будет осуществляться санаторно-курортное лечение, а не к участнику закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанные требования к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в закупке нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 16.07.2019.
Вместе с тем, пунктом 27 информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требования к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло или могло повлиять на результаты определения исполнителя (поставщика).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащим образом условия о начале срока исполнения государственного контракта, не установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанности поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения, установлении излишних требований к участникам закупки, а также составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 30 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.07.2019 N 19/44/105/2027 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.