ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2019 г. по делу N 19/44/105/1886
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МА" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении Бюджетным учреждением здравоохранения Вологодской области "В" (далее - Заказчик), Комитетом государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган), Аукционной комиссией, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекса медицинского для проведения лучевой терапии с последующим монтажом, наладкой, обучением персонала правилам эксплуатации, демонтажом линейного ускорителя электронов "PHILIPS SL 75-5", установленного у Заказчика (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0130200002419001808) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 12.07.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 15.07.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.05.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 201 000 000 рублей;
4) источник финансирования - Субсидия на реализацию основного мероприятия 2.6 "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" в рамках Государственной программы "Развитие здравоохранения Вологодской области" на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года N 1112;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.06.2019;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона, один из которых признан соответствующим документации об Аукционе;
9) победителем Аукциона признано ООО "МБ" с минимальным предложением о цене контракта 198 990 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 28.06.2019 N 0130200002419001808-1 (далее - Протокол) участнику с идентификационным номером заявки "77" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Участник указал недостоверную информацию: у предложенной к поставке системы роботизированной радиотерапевтической медицинской Elekta Infinity с принадлежностями производства "ЭА", Великобритания отсутствует требуемый заказчику показатель объекта закупки "Энергия фотонов в режиме работы без сглаживающего фильтра: максимальная мощность дозы в изоцентре для энергии фотонного пучка 10 МэВ".
Согласно техническому заданию документации об Аукционе, в том числе, по показателю 1.19 "Энергия фотонов в режиме работы без сглаживающего фильтра: максимальная мощность дозы фотонов в изоцентре для энергии фотонного пучка 10МэВ" пункта 1 "Медицинский линейный ускоритель" установлено следующее требование: "Минимальные значения показателей 2200, Максимальные значения показателей 2400".
На заседании Комиссии представители Заявителя, Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что до момента публикации извещения о проведении закупки состоялось общественное обсуждение закупки, в том числе, по поводу описания технических характеристик поставляемого товара, с участием, в том числе, Заявителя.
Согласно сведениям, представленным представителями Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителем в адрес Уполномоченного органа поступило предложение по техническим характеристикам требуемого оборудования об исключении из технического задания параметра "Энергия фотонов в режиме работы без сглаживающего фильтра: максимальная мощность дозы фотонов в изоцентре для энергии фотонного пучка 10МэВ", поскольку данный параметр отсутствует у поставляемой Заявителем системы Electa Infinity. При этом, в случае исключения данного пункта, Заявителем предложено поставить оборудование Electa Infinity, что на заседании Комиссии не опровергалось представителем Заявителя.
Также, представителем Уполномоченного органа представлено письмо ООО "ЭБ", являющегося дочерним предприятием компании Electa, в адрес Уполномоченного органа, в соответствии с которым ООО "ЭБ" предложено дооснастить имеющееся оборудование Electa Infinity необходимым режимом работы. При этом, согласно эксплуатационной документации на соответствующее оборудование, изменения в регистрационную документацию на оборудование Electa Infinity не вносились.
Кроме того, представителем Уполномоченного органа представлены "Технические характеристики роботизированной системы радиационной терапии Infinity", в соответствии с которыми предлагаемое Заявителем оборудование не поддерживает вышеуказанный параметр.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих, что представленное в заявке оборудование Electa Infinity поддерживает режим работы без сглаживающего фильтра для энергии фотонного пучка 10МэВ.
На основании изложенного, и изучив представленные материалы, а также учитывая, что Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает указанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Пунктами постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" установлен перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
В пункте 25 информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе следующее:
- "2.1 Лицензия на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: монтаж и наладка медицинской техники; контроль технического состояния медицинской техники;
- "2.2 Лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: размещение, хранение, техническое обслуживание источников ионизирующего излучения; используемые радиационные источники: ускорители заряженных частиц".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии приводит к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению и документации об Аукционе предметом закупки является поставка комплекса медицинского для проведения лучевой терапии с последующим монтажом, наладкой, обучением персонала правилам эксплуатации, демонтажом линейного ускорителя электронов "PHILIPS SL 75-5", установленного у Заказчика.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении вышеуказанных лицензий, поскольку в рамках объекта закупки необходимо поставить медицинский комплекс для проведения лучевой терапии с последующим монтажом, наладкой, обучением персонала правилам эксплуатации, демонтажом линейного ускорителя электронов "PHILIPS SL 75-5", установленного у Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишнее требование о наличии вышеуказанных лицензий не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, не предоставление в составе заявки видов работ, выполняемых в составе вышеуказанных лицензий, послужило основанием для признания заявок участников закупки с идентификационными номерами заявок "61", "116" не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0130200002419001808-3.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявки участников закупки с идентификационными номерами заявок "61", "116" не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В случае надлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств по Контракту, возврат денежных средств производится после поставки Товара, и подписания Сторонами документов о приемке (Акта приема-передачи товара и товарно-транспортной накладной), в течение 15 (Пятнадцати) банковских дней с момента получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика (если Поставщиком применялась форма обеспечения исполнения контракта в виде внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика)".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "МА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 27 статьи 34, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченного органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 15.07.2019 по делу N 19/44/105/1886 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.