Решение ФАС РФ от 11.07.2019 по делу N 19/44/105/1884

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 24 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 11.07.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2019 г. по делу N 19/44/105/1884

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на лот N 99: выполнение работ по оснащению категорированных объектов Кольцевой автомобильной дороги вокруг города Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности ЛОТ N 5 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100009919000082) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.06.2019;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 672 450 733 рубля;

3) источник финансирования - Федеральный бюджет, КБК - 10804092420890059244;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.07.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчика в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 1.3.1 документации об Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в следующих подпунктах информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".

В приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к показателям товара, используемого при выполнении работ:

- Кабель тип 6: "Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки: не более 90°C; Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании: не более 350°C";

- Труба тип 2: "Время нагрева при сварке: менее 8 с; Время остывания после сварки: менее 3 минут".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Кроме того, пунктом 19 Технического задания документации об Аукционе к товару "Кабель тип 1" установлено, в том числе, следующее требование: "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил: необходимо не менее 1-1010 Ом-см".

Согласно Инструкции по заполнению заявки участником закупки (далее - Инструкция): "При указании сведений о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара участник закупки обязан указать: конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного настоящей документацией, для которого установлено минимальное значение (использованы вспомогательные слова и символы: "не менее", "не должно быть менее", "должно быть не менее", "должно составлять не менее", "не ниже", "не должно быть <", "от", ">=", "должно быть от", "не <", "должно быть >=")".

Также согласно Инструкции: "Использование заказчиком слова "необходим" (и его производных) в столбце "значение показателя", означает, что участнику требуется предоставить в заявке значение (-я) показателя (-ей) со всеми словами (фразами), символами, следующими непосредственно за указанным словом в пределах одного предложения, без изменений (за исключением изменения окончания слов в соответствии с правилами склонения русского языка), но без использования слова: "необходим (-а, -о, -ы)".

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не установлена надлежащая Инструкция, поскольку не позволяет определить порядок предоставления сведений при одновременном сочетании в требованиях к показателям товаров слов "необходимо" и "не менее", что вводит участников закупки в заблуждение, препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за не предоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 24 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 11.07.2019 по делу N 19/44/105/1884 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.