Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации

(заключено г. Москве 17.04.2019)
Редакция от 17.04.2019 — Действует с 22.01.2020

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ОБ ОРГАНИЗОВАННОМ НАБОРЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, далее именуемые Сторонами,

руководствуясь принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 г.,

исходя из положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации от 16 октября 2004 г.,

основываясь на Общих принципах и механизмах организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, утвержденных решением Совета руководителей миграционных органов государств-участников Содружества Независимых Государств от 1 октября 2009 г.,

стремясь к развитию сотрудничества в сфере регулирования потоков трудовой миграции для достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития обоих государств,

признавая приоритет организованного набора граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации перед другими формами занятости трудящихся-мигрантов из Республики Таджикистан на территории Российской Федерации,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Настоящее Соглашение определяет порядок и условия взаимодействия Сторон при организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящее Соглашение не ограничивает индивидуальное и самостоятельное временное трудоустройство граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации.

Статья 2

Применяемые в настоящем Соглашении термины имеют следующие значения:

"трудящийся-мигрант" - гражданин Республики Таджикистан, постоянно проживающий на территории Республики Таджикистан, достигший 18-летного возраста, на законном основании пребывающий на территории Российской Федерации и осуществляющий на территории Российской Федерации временную трудовую деятельность на основании разрешения;

"кандидат на трудоустройство" - лицо, являющееся гражданином Республики Таджикистан, постоянно проживающее на территории Республики Таджикистан, в возрасте or 18 лет, обратившееся в уполномоченное учреждение Республики Таджикистан в целях трудоустройства на территории Российской Федерации и прошедшее отбор с целью определения возможности трудоустройства в порядке организованного набора;

"трудовой договор" - договор, заключенный между работодателем и трудящимся-мигрантом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

"договор об организованном наборе" - договор, заключаемый между уполномоченным учреждением Республики Таджикистан и работодателем, об условиях организованного набора кандидатов на трудоустройство и осуществления временной трудовой деятельности в порядке организованного набора;

"информационно-аналитическая система" - информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России", содержащая информацию о российских работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, характере работы, заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий иностранному работнику;

"временная трудовая деятельность" - работа трудящегося-мигранта на территории Российской Федерации на основании заключенного трудового договора, осуществляемая в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации, а также настоящим Соглашением;

"разрешение" - документ, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями настоящего Соглашения, подтверждающий право трудящегося-мигранта осуществлять временную трудовую деятельность;

"работодатель" - российское юридическое лицо, а также физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"организованный набор" - комплекс мероприятий но организованному привлечению граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности;

"компетентные органы" - органы государственной власти государств Сторон, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения;

"уполномоченное учреждение Республики Таджикистан" организация, подведомственная Министерству труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, осуществляющая организованный набор граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку, для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

"доиммиграционная подготовка" - комплекс мер, предусматривающий информирование граждан Республики Таджикистан о возможности трудоустройства в Российской Федерации, согласование с работодателями кандидатов на трудоустройство, подготовку кандидатов к сдаче экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, контроль за состоянием здоровья кандидатов на трудоустройство, проверку их нахождения в международном или межгосударственном розыске.

Статья 3

Компетентными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются:

от Российской Федерации:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Федеральная служба по труду и занятости;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

от Республики Таджикистан:

Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан;

Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан;

Министерство иностранных дел Республики Таджикистан;

Министерство внутренних дел Республики Таджикистан;

Министерство образования и науки Республики Таджикистан.

Стороны незамедлительно информируют друг друга об изменениях компетентных органов в письменной форме по дипломатическим каналам.

В целях реализации настоящего Соглашения компетентные органы государств Сторон взаимодействуют между собой непосредственно и при необходимости могут заключать международные договоры межведомственного характера для обеспечения более эффективного выполнения положений настоящего Соглашения.

Стороны могут создать совместную рабочую группу для решения вопросов, связанных с реализацией настоящего Соглашения.

Совместная рабочая группа проводит заседания по мере необходимости поочередно в Российской Федерации и в Республике Таджикистан.

Состав и порядок деятельности совместной рабочей группы устанавливается по взаимному согласию Сторон.

Статья 4

При осуществлении организованного набора трудящихся-мигрантов в пределах своей компетенции:

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

организуют деятельность по размещению в информационно-аналитической системе информации о российских работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, характере работы, заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях и требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий;

осуществляют оценку работодателей на предмет соответствия условиям, установленным абзацами четвертым - седьмым статьи 6 настоящего Соглашения, и информируют о результатах компетентные органы Республики Таджикистан;

осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации представляет компетентным органам Республики Таджикистан, ответственным за реализацию настоящего Соглашения, информацию о нормативных правовых актах, устанавливающих перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан, планирующих осуществлять временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации: организует деятельность своих территориальных органов по оформлению и выдаче разрешений трудящимся-мигрантам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

Министерство труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан:

определяет уполномоченное учреждение Республики Таджикистан, осуществляющее организованный набор граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку;

осуществляет контроль и координацию деятельности уполномоченного учреждения Республики Таджикистан;

уполномоченное учреждение Республики Таджикистан в целях организованного набора граждан Республики Таджикистан, прошедших доиммиграционную подготовку, осуществляет:

информирование граждан Республики Таджикистан о возможности трудоустройства в Российской Федерации в порядке организованного набора;

подбор кандидатов на трудоустройство из числа граждан Республики Таджикистан, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, их тестирование на соответствие профессионально-квалификационным требованиям работодателей;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кандидатов на трудоустройство в соответствии с потребностью работодателя;

обучение кандидатов на трудоустройство в соответствии с учебно-методическими материалами, предоставленными организациями, уполномоченными Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;

организацию обучения кандидатов на трудоустройство и содействие проведению для них экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации;

согласование с работодателями кандидатур кандидатов на трудоустройство, имеющих требуемую квалификацию и опыт работы, а также проектов трудовых договоров;

организацию проезда граждан Республики Таджикистан до места осуществления ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора и содействие в возвращении указанных граждан в Республику Таджикистан по окончанию временной трудовой деятельности в порядке организованного набора;

сопровождение граждан Республики Таджикистан до места осуществления ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора при условии, что работодатель не принимает на себя указанное обязательство;

возвращение на территорию Республики Таджикистан граждан Республики Таджикистан в случае непрохождения на территории Российской Федерации медицинского освидетельствования на предмет выявления в соответствии с законодательством Российской Федерации наличия или отсутствия заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также в случае отсутствия сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

все возможные меры (в том числе оказывает содействие в приобретении проездных документов, в оформлении документов, предоставляющих право на пересечение государственной границы) для возвращения граждан Республики Таджикистан в Республику Таджикистан в случае истечения срока их временного пребывания на территории Российской Федерации, прекращения ими временной трудовой деятельности в порядке организованного набора, а также в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации;

Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан осуществляет контроль на территории Республики Таджикистан за состоянием здоровья кандидатов на трудоустройство в целях исключения случаев наличия у них заболеваний, препятствующих получению разрешения;

Министерство внутренних дел Республики Таджикистан осуществляет проверку кандидатов на трудоустройство на предмет:

их нахождения в международном или межгосударственном розыске, а также других причин, препятствующих выезду;

наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления на территории Республики Таджикистан, признаваемого таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5

Медицинское освидетельствование кандидатов на трудоустройство осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

Статья 6

Временная трудовая деятельность в порядке организованного набора осуществляется у работодателя, разместившего информацию, указанную в абзаце втором настоящей статьи, и прошедшего оценку соблюдения условий, указанных в абзацах четвертом - седьмом настоящей статьи.

Работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещает в информационно-аналитической системе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе о заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, предоставлении работодателем дополнительных социальных гарантий.

Обязательными условиями для участия работодателя в организованном наборе трудящихся-мигрантов являются следующие:

обеспечение трудящихся-мигрантов безопасными условиями труда, обеспечение охраны труда и техники безопасности на рабочих местах;

отсутствие неустраненных нарушений трудового и миграционного законодательства Российской Федерации;

отсутствие фактов несчастных случаев на производстве в течение года до даты изъявления желания принять участие в организованном наборе;

отсутствие задолженности но заработной плате.

Статья 7

Работодатель, выступающий в качестве принимающей стороны трудящегося-мигранта, несет обязанности в связи с осуществлением миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разрешение выдается гражданину Республики Таджикистан в случае соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, а также при предъявлении документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением для оформления и выдачи разрешения.

Срок действия разрешения определяется законодательством Российской Федерации.

Разрешение является основанием для продления срока временного пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории Российской Федерации на срок действия разрешения без выезда за пределы территории Российской Федерации.

Статья 8

Порядок и условия взаимодействия уполномоченного учреждения Республики Таджикистан и работодателя регулируются договором об организованном наборе, заключенным между ними в соответствии с законодательством государств Сторон.

Статья 9

Привлечение граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности в порядке организованного набора осуществляется на основании трудового договора.

В случае прекращения, в том числе досрочного, трудового договора с работодателем, привлекающим трудящегося-мигранта в порядке организованного набора, а также прекращения срока действия разрешения гражданин Республики Таджикистан обязан в течение 15 календарных дней покинуть территорию Российской Федерации или трудоустроиться у другого работодателя на основании действующего или переоформленного разрешения.

В случае аннулирования разрешения трудящийся-мигрант, привлеченный в рамках организованного набора, обязан покинуть в течение 15 календарных дней территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 10

Трудящийся-мигрант обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.

Медицинское обеспечение трудящегося-мигранта на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается трудящимся-мигрантам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования.

Оплата труда и другие условия труда трудящихся-мигрантов регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Статья 11

Для целей настоящего Соглашения компетентные органы вправе использовать имеющиеся информационные ресурсы для размещения на них предусмотренной законодательством Российской Федерации информации, необходимой для граждан Республики Таджикистан, планирующих осуществлять и осуществляющих временную трудовую деятельность в порядке организованного набора.

Статья 12

Компетентными органами государств Сторон в пределах их компетенции на постоянной основе осуществляется сбор, обобщение и анализ информации о функционировании организованного набора.

Компетентный орган Республики Таджикистан при поступлении информации о несоблюдении работодателем трудового законодательства Российской Федерации в отношении трудящихся-мигрантов, привлекаемых в порядке организованного набора, направляет данную информацию в Федеральную службу по труду и занятости.

Статья 13

Спорные вопросы между Сторонами, которые могут возникнуть при толковании или применении настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров и консультаций между ними.

Статья 14

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами.

Статья 15

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу.

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон может прекратить действие настоящего Соглашения, уведомив об этом другую Сторону в письменной форме по дипломатическим каналам.

В этом случае настоящее Соглашение прекращает действие по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления.

Каждая из Сторон в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения может приостановить применение настоящего Соглашения полностью или частично. Письменное уведомление о принятом решении направляется по дипломатическим каналам другой Стороне не позднее чем за 72 часа до такого приостановления.

Сторона, принявшая решение о приостановлении применения настоящего Соглашения по причинам, указанным в абзаце третьем настоящей статьи, в том же порядке сообщает другой Стороне о возобновлении применения настоящего Соглашения.

Совершено в г. Москве 17 апреля 2019 г. в двух экземплярах, каждый на русском и таджикском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Правительство Российской Федерации За Правительство Республики Таджикистан