Решение ФАС РФ от 09.07.2019 по делу N 19/44/105/1859

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа, установивших в документации об аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в аукционе нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 09.07.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2019 г. по делу N 19/44/105/1859

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Ч. (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), ФГБУЗ "Ц" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству лабораторного пятиэтажного корпуса с пристроенным хозблоком, г. Оренбург (номер извещения 0353100016419000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта;

2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Умывальник" о соответствии недействующему ГОСТ;

3. В документации о закупке ненадлежащим образом установлены требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта;

4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график оплаты и выполнения работ;

5. В документации об Аукционе не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).

Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 14.06.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 228 760 510 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.07.2019;

5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;

6) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109070191294009414.

1. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Горячекатаная арматурная сталь" установлено: "Класс должен быть А-I или А-II или А-III. Тип профиля: периодический или гладкий. "Блок оконный пластиковый (ОК11)" установлены требования в виде: "Максимальная толщина стеклопакета мм: не менее 32".

Представители Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Умывальник" о соответствии недействующему ГОСТ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие требования: "130 "Умывальник" установлено требование соответствия ГОСТ 30493-96".

При этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный ГОСТ утратил силу.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товару "Умывальник" нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, исполнителя, поскольку единственная заявка, поданная на участие в закупке, признана соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

3. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке ненадлежащим образом установлены требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.

В технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие требования: "N 191 "Кольцо стеновое смотровых колодцев" установлены требования: - Тип конструкции КС 10.9 - Толщина стенки t, мм: не менее 80 - серия 3.900.1-14, ГОСТ 8020-2016. "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметр должен быть 8 миллиметров, площадью поперечного сечения стержня не менее 0,503 см 2, ГОСТ 5781-82".

Согласно ГОСТ 8020-2016: "толщина стенки равна 80 мм".

Согласно ГОСТ 5781-82, при диаметре стержня - 8 мм, площадь поперечного сечения стержня - 0,503 см 2.

Представители Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, кроме того участникам закупки представляется возможным в составе заявки указать значения показателей, одновременно удовлетворяющих требованиям документации об Аукционе и положений ГОСТ.

При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график оплаты и выполнения работ.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пунктом 3.1. проекта государственного контракта установлено, что "Заказчик производит оплату работ в сроки и в размерах, которые установлены Графиком оплаты выполненных работ, но не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ".

На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что документация об Аукционе содержит Приложения NN 2, 3 - графики выполнения и оплаты выполненных работ, позволяющие участникам закупки определить порядок осуществления и оплаты выполненных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".

На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе, а именно пункт 10, содержит положение о том, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, из числа видов и объемов работ, установленных в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 570 в объеме не менее 25 процентов цены контракта, а также установлен перечень возможных видов работ.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

При этом в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

6. В части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.

В соответствии с частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.

В соответствии проектом государственного контракта документации об Аукционе "6.2.2. Подрядчик обязан выполнить определенные в соответствии с пунктом 6.2.1 Контракта работы самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению Контракта, в сроки, установленные Графиком выполнения работ, и в объеме, определенном в Приложении N 6 к Контракту".

Согласно пункту 14.11 проекта государственного контракта документации об Аукционе неотъемлемой частью настоящего Контракта является, в том числе, Приложение N 6 - Виды и объемы работ, которые Подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению Контракта на объекте.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что победитель обязан на стадии подписания проекта государственного контракта представить заполненное Приложение N 6.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о предоставлении сведений об объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту необходимо предоставить при заключении государственного контракта нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "187. Смесь сухая (фуга) АТЛАС или эквивалент разных цветов для заделки швов водостойкая": "Время пригодности раствора к использованию: не менее 2х ч.*; Температура приготовления раствора, от +5°С до +25°С*; Температура основания среды, от +5°С до +25°С*; "383. Трубы гибкие гофрированные "DKC" серии FL или эквивалент": "Прочность гофрированных труб: свыше 350Н на 5см при 20°С*" Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, исполнителя, поскольку единственная заявка, поданная на участие в закупке, признана соответствующей документации об Аукционе и закону о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Ч. обоснованной в части установления ненадлежащих требований к товару "Умывальник".

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 09.07.2019 по делу N 19/44/105/1859 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.