Решение ФАС РФ от 08.07.2019 N 223ФЗ-725/19

"О признании жалобы необоснованной: условия, изложенные в приложении (распределение объемов страхования) к форме заявки, не соответствуют требованиям документации, поскольку документацией, а также проектом договора к документации предусмотрено, что страховой полис должен быть выдан в отношении каждого объекта, указанного в приложении к техническому заданию документации"
Редакция от 08.07.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2019 г. N 223ФЗ-725/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ САО "В" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу САО "В" б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" при проведении конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31907819779), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступили жалоба САО "В" б/н б/д (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31907819779) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках. При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "П", утвержденным приказом ФГУП "П" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.04.2019;

2. Дата окончания подачи заявок - 17.05.2019;

3. Дата проведения торгов - 05.06.2019;

4. Дата подведения итогов Конкурса - 05.06.2019;

5. На участие в Конкурсе подано 3 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

В целях изучения представленных материалов, Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 05.07.2019 до 08.07.2019.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком неправомерно не внесены в проект контракта условия, изложенные в заявке Заявителя.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения конкурсных заявок от 28.05.2019 б/н заявка САО "В" признана соответствующей требованиям Документации и допущена к участию в Конкурсе, при этом согласно протоколу подведения итогов Конкурса от 05.06.2019 б/н САО "В" признан победителем по итогам проведения Конкурса.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации для участия в Конкурсе участник закупки подает заявку на участие в Конкурсе по форме и в срок, которые установлены подпунктом 3.2 "Форма подачи заявки" и подпунктом 4.1 "Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке" информационной карты Документации. При этом для участия в закупке участник должен подать заявку на участие в Конкурсе с использованием функционала и в соответствии с регламентом ЭП, сделанное в электронной форме с приложением комплекта электронных документов, указанных в Документации, содержание и оформление которых соответствует требованиям Документации, при этом заявка является предложением участника о заключении договора (офертой) и у участника закупки возникает обязанность заключить договор на условиях документации и его предложения.

Согласно пункту 10.1.1 Документации при проведении Конкурса договор заключается не ранее 10 (десяти) и не позднее 20 (двадцати) дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов Конкурса.

При этом пунктом 10.1.5 Документации предусмотрено, что участники закупки, заявкам которых присвоены первый и второй номер, или единственный участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям Документации, не вправе отказаться от заключения договора с Заказчиком. Такие участники признаются уклонившимися от заключения договора в случае, если не совершают действия по заключению договора, в том числе, неподписание проекта договора в предусмотренный для этого в Документации срок, а также предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, противоречащим ранее установленным в Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили документы, сведения и пояснили, что согласно требованиям Документации, Заявителем в составе заявки представлена форма подачи заявки, предусмотренная пунктом 3.2 информационной карты Документации, при этом к указанной форме представлено приложение (распределение объемов страхования), согласно которому Заявителем указано, что по позициям NN 1 - 68 приложения N 1 к техническому заданию Документации предусмотрена выдача единого страхового полиса, при этом по позициям NN 69 - 98 предусмотрена также выдача единого страхового полиса.

Приложением N 1 к техническому заданию Документации установлен перечень объектов, подлежащих страхованию.

При этом пунктом 2.1 проекта договора Документации установлено, что в соответствии с договором страхователь обязуется уплатить страховую премию, а страховщик обязуется выдать страхователю страховой полис в отношении каждого объекта и при наступлении страхового случая, произвести страховую выплату в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в составе заявки представлена форма заявки на участие в Конкурсе, соответствующая требованиям Документации, вместе с тем, представленное приложение (распределение объемов страхования) к указанной форме заявки Заказчиком не рассматривалось, поскольку положениями Документации не предусмотрено представление иных документов, не указанных в Документации, в связи с чем условия, изложенные Заявителем в приложении (распределение объемов страхования) к форме заявки, не включены в условия договора, заключаемого с Заявителем по результатам проведения Конкурса.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что условия, изложенные в приложении (распределение объемов страхования) к форме заявки, не соответствуют требованиям Документации, поскольку Документацией, а также проектом договора к Документации предусмотрено, что страховой полис должен быть выдан в отношении каждого объекта, указанного в приложении N 1 к техническому заданию Документации.

Пунктом 7.5.1 Документации установлено, что при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник закупки не допускается к участию в Конкурсе (заявка участника отклоняется), в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в Конкурсе требованиям Документации.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно допустившего заявку САО "В" к участию в Конкурсе, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу САО "В" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (извещение N 31907819779) (далее - Конкурс) необоснованной.

2. Признать в действиях ФГУП "П" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения в соответствии с принятым решением от 08.07.2019 N 223ФЗ-725/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.07.2019 N 223ФЗ-725/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.