ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2019 г. по делу N 19/44/105/1858
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы "Н" (далее - Заказчик), ФГБУЗ "Ц" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству лабораторного пятиэтажного корпуса с пристроенным хозблоком, г. Оренбург (номер извещения 0353100016419000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта;
2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Умывальник" о соответствии недействующему ГОСТ;
3. В документации о закупке ненадлежащим образом установлены требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта;
4. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график оплаты и выполнения работ;
5. В документации об Аукционе не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 14.06.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 228 760 510 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.07.2019;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
6) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109070191294009414.
1. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке установлены излишние требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Горячекатаная арматурная сталь" установлено: "Класс должен быть А-I или А-II или А-III. Тип профиля: периодический или гладкий. "Блок оконный пластиковый (ОК11)" установлены требования в виде: "Максимальная толщина стеклопакета мм: не менее 32".
Представители Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к товару "Умывальник" о соответствии недействующему ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующие требования: "130 "Умывальник" установлено требование соответствия ГОСТ 30493-96".
При этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный ГОСТ утратил силу.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товару "Умывальник" нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, исполнителя, поскольку единственная заявка, поданная на участие в закупке, признана соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации о закупке ненадлежащим образом установлены требования к ряду характеристик товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения государственного контракта.
В технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "N 191 "Кольцо стеновое смотровых колодцев" установлены требования: - Тип конструкции КС 10.9 - Толщина стенки t, мм: не менее 80 - серия 3.900.1-14, ГОСТ 8020-2016. "Горячекатаная арматурная сталь гладкая класса А-I, диаметр должен быть 8 миллиметров, площадью поперечного сечения стержня не менее 0,503 см2, ГОСТ 5781-82".
Согласно ГОСТ 8020-2016: "толщина стенки равна 80 мм".
Согласно ГОСТ 5781-82, при диаметре стержня - 8 мм, площадь поперечного сечения стержня - 0,503 см2.
Представители Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, кроме того участникам закупки представляется возможным в составе заявки указать значения показателей, одновременно удовлетворяющих требованиям документации об Аукционе и положений ГОСТ.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен график оплаты и выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.1. проекта государственного контракта установлено, что "Заказчик производит оплату работ в сроки и в размерах, которые установлены Графиком оплаты выполненных работ, но не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что документация об Аукционе содержит Приложения NN 2, 3 - графики выполнения и оплаты выполненных работ, позволяющие участникам закупки определить порядок осуществления и оплаты выполненных работ, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
На заседании установлено, что техническое задание документации об Аукционе, а именно пункт 10, содержит положение о том, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, из числа видов и объемов работ, установленных в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 570 в объеме не менее 25 процентов цены контракта, а также установлен перечень возможных видов работ.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено сведений, однозначным образом подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
6. Решением Комиссии от 09.07.2019 по делу N 19/44/105/1859 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки, а также к товарам, подлежащим поставке в рамках исполнения государственного контракта, а также установлении условия о необходимости предоставления сведений об объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту необходимо предоставить при заключении государственного контракта.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении выявленных нарушений на стадии заключения государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к товару "Умывальник".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 09.07.2019 по делу N 19/44/105/1859, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.07.2019 по делу N 19/44/105/1859 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.