Решение ФАС РФ от 28.06.2019 N 223ФЗ-690/19

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, не установившего в документации надлежащим образом требование к техническим и функциональным характеристикам к поставке товара, а также отклонившего заявку заявителя по указанному основанию документации, ограничивают количество участников закупки и нарушают ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, п. п. 1, 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 28.06.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2019 г. N 223ФЗ-690/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Т" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

рассмотрев жалобу ООО "Т" б/д N 436/ТК на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2547/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включающего поставку оборудования по объекту "Модернизация технологической связи на участке Рубцовск-Локоть" (извещение N 31907826772), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" (далее - Заявитель) б/д N 436/ТК на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2547/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включающего поставку оборудования по объекту "Модернизация технологической связи на участке Рубцовск-Локоть" (извещение N 31907826772) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.04.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 101 399 832 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 21.05.2019;

4. Дата проведения торгов - 18.06.2019;

5. Дата подведения итогов - 18.06.2019;

6. На участие в Аукционе подано 2 заявки, признанные несоответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 в Документации должны быть указаны требования, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 в Документации должны быть указаны требования, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3.14.4 Документации установлено, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Участником должны быть указаны марки, модели, наименования предлагаемых товаров, работ, услуг. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

При этом, согласно пункту 3.6.5.4 Документации участник не допускается к участию в аукционе при несоответствии технического предложения требованиям, указанным в аукционной документации.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.06.2019 N 2547/ОАЭ-ДКСС/19/1 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе "на основании пункта 3.6.5.4 аукционной документации в связи с несоответствием заявки требованию пункта 3.14.4 поскольку "в представленных сведениях о поставляемом на объект оборудования (по форме приложения 1.3 к аукционной документации) по позициям NN 31 - 39 указано оборудование, предлагаемое к поставке участником, не соответствующее требованиям технического задания".

Согласно техническому заданию участник должен перечислить характеристики товаров, работ в соответствии с требованиями технического задания документации и указать их конкретные (абсолютные) значения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку, поданную Заявителем на участие в Аукционе, и пояснил, что заявка Заявителя не соответствует требованиям технического задания, поскольку в ходе рассмотрения заявки Заявителя установлено, что представляемые им замены по позициям NN 31-39 не являются эквивалентными оборудованию, указанному в техническом задании Документации, поскольку не соответствует требованиям технического задания Документации.

Согласно пункту 2 технического задания Документации "участник может предложить иное оборудование (эквивалент): "все необходимые функционально-технические характеристики для определения эквивалентного оборудования указаны в таблице N 2 приложения N 1.1.1 к аукционной документации в наименованиях, марках, чертежах. Произведенные замены должны быть эквивалентны функционально-техническим характеристикам оборудования, указанным в таблице N 2 приложения N 1.1.1 к аукционной документации. В случае замены оборудования, содержащегося в таблице N 2 приложения N 1.1.1 к аукционной документации, на эквивалентное, участник должен представить подробные сведения об эквивалентном оборудовании (технические условия или иные документы, содержащие подробные технические характеристики), которые излагаются участником в сведениях о поставляемом на объект оборудования, оформленный по форме приложения N 1.3 к аукционной документации с указанием причин замены".

Комиссия ФАС России изучив заявку Заявителя, требования технического задания Документации приходит к выводу о том, что в Документации Заказчиком не установлены требования к функционально-техническим характеристикам оборудования, а также не установлены параметры эквивалентности оборудования по предмету закупки, что не позволяет участникам Аукциона надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе с указанием технических и функциональных характеристик предлагаемого к поставке эквивалентного товара, соответствующих требованиям технического задания Документации.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащим образом требование к техническим и функциональным характеристикам к поставке товара, а также отклонившего заявку Заявителя по указанному основанию Документации, ограничивает количество участников закупки и нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункты 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно сообщаем, что текст Жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д N 436/ТК на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 2547/ОАЭ-ДКСС/19 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ, включающего поставку оборудования по объекту "Модернизация технологической связи на участке Рубцовск-Локоть" (извещение N 31907826772) обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО "Р" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункты 1, 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 28.06.2019 N 223ФЗ-690/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.06.2019 N 223ФЗ-690/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.