Решение ФНС РФ от 30.01.2020 N КЧ-4-9/1546@

"Об оставлении жалобы без удовлетворения: поскольку исходя из обстоятельств дела Федеральная налоговая служба признает обоснованным вывод инспекции и управления о неправомерном применении обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, не осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и не занятых в видах деятельности, предусмотренных инвестиционной декларацией и договором"
Редакция от 30.01.2020 — Действует с 30.01.2020

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 января 2020 г. N КЧ-4-9/1546@

Федеральной налоговой службой получены жалобы Х (далее - Налогоплательщик, Общество, Заявитель) на решения ИФНС России (далее - Инспекция) от 26.08.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение 1) и о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение 2), а также решения УФНС России (далее - Управление) от 06.12.2019.

Как следует из материалов жалоб, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки Общества на основе расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года и 2018 год (далее - Расчеты), представленных Налогоплательщиком 10.12.2018 и 31.01.2019, соответственно.

По результатам камеральных налоговых проверок составлены акты от 25.03.2019 (далее - Акт 1) с дополнением к нему от 12.07.2019, от 21.05.2019 (далее - Акт 2) и вынесены следующие решения:

- Решение 1, в соответствии с которым Обществу начислены страховые взносы в общей сумме 574 715,89 рублей и пени в размере 97 095,22 рублей;

- Решение 2, в соответствии с которым Налогоплательщик привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа

в размере 85 945,64 рублей. Также Обществу начислены страховые взносы в общей сумме 429 728,28 рублей и пени в размере 42 941,08 рубля.

Не согласившись с указанными решениями Инспекции, Заявитель представил апелляционные жалобы в Управление. Решениями Управления от 06.12.2019 жалобы Заявителя оставлены без удовлетворения.

Считая решения Инспекции и Управления необоснованными, Общество обратилось с жалобами в Федеральную налоговую службу.

В представленных жалобах Заявитель выражает несогласие с выводом Инспекции о неправомерном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат части сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в рамках договоров Налогоплательщика с Обществом 1 и Обществом 2.

Заявитель считает, что им выполнены все требования законодательства для применения пониженных тарифов страховых взносов. Заявитель является участником свободной экономической зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - Договор 1).

Общество не согласно с выводом Инспекции о том, что в рамках договоров, заключенных с Обществом 1 и Обществом 2, Заявителем осуществлялся подбор персонала, тогда как предметом данных договоров является предоставление персонала.

При этом оказание услуг по предоставлению персонала - указано как вид деятельности организации - участника СЭЗ; отражено в инвестиционной декларации; соответствует коду ОКВЭД 74.50 "найм рабочей силы и подбор персонала"; указано как предмет договоров Общества с Обществом 1 и Обществом 2.

Заявитель указывает, Общество 1 и Общество 2 провели реорганизацию штатной структуры, а именно: часть персонала компании сокращена, а функции, исполняемые такими работниками, были переданы подрядным организациям.

По мнению Заявителя, Инспекция просто сравнила данные налоговых агентов по справкам о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, не проведя при этом никаких дополнительных мероприятий налогового контроля - допросов сотрудников, выставления требований о представлении документов и пояснений.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобы Заявителя в указанной части, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 420 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 1 статьи 425 Кодекса установлено, что тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 427 Кодекса для плательщиков, указанных в пункте 1 статьи 427 Кодекса, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов.

В частности, подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса установлено, что для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 статьи 427 Кодекса, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Как следует из пункта 3 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 Кодекса, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 статьи 427 Кодекса, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 427 Кодекса.

Пунктом 10 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 статьи 427 Кодекса, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 Кодекса, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника СЭЗ, резидента территории опережающего социально-экономического развития, резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

В соответствии со статьей 8 Закона N 377-ФЗ СЭЗ - территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополя внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Как следует из пункта 1 статьи 12 Закона N 377-ФЗ в СЭЗ может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений Закона N 377-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ.

Согласно подпунктам 1, 2, 3 и 6 пункта 3 статьи 13 Закона N 377-ФЗ инвестиционная декларация должна содержать сведения о цели инвестиционного проекта; видах деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Закона N 377-ФЗ; технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы; осуществлении реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.

Как следует из пункта 21 статьи 13 Закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Пунктом 22 статьи 13 Закона N 377-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) деятельность, не предусмотренная договором об условиях деятельности в СЭЗ, может осуществляться участником СЭЗ в СЭЗ без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Учитывая изложенное, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 427 Кодекса, организация - участник СЭЗ вправе применять только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ.

Как следует из материалов, представленных Управлением, Общество состоит на налоговом учете в ИФНС России с 08.07.2015, обособленные подразделения отсутствуют.

На основании свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников СЭЗ от 30.11.2015 Общество получило статус участника СЭЗ в соответствии с Законом N 337-ФЗ.

10.12.2018 и 31.01.2019 Налогоплательщиком в Инспекцию представлены Расчеты за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год, соответственно, в которых применены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат 4540 сотрудникам (за 9 месяцев 2018 года) и 6980 сотрудникам (за 2018 год).

Вместе с тем, в ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено следующее.

Как следует из пункта 1.1 инвестиционной декларации Обществом от 04.08.2015 (далее - Инвестиционная декларация), целью проекта является создание компании, оказывающей услуги аутстаффинга.

Также в пункте 1.1 указано, что Налогоплательщик планирует приобретение офисного помещения площадью не менее 40 квадратных метров.

Согласно пункту 1.2. Инвестиционной декларации в рамках реализации инвестиционного проекта Общество осуществляет вид деятельности, предусмотренный ОКВЭД 74.50 "Найм рабочей силы и подбор персонала".

В соответствии с пунктом 1.3 Инвестиционной декларации средняя численность работников Общества с момента регистрации составляет 5 человек.

Пунктом 1.5 Инвестиционной декларации предусмотрено создание до 180 рабочих мест в рамках инвестиционного проекта, из них, согласно пункту 1.6 Инвестиционной декларации управленческий персонал (руководитель, бухгалтерский персонал, специалисты по подбору персонала) - 5-8 человек, руководители и специалисты среднего звена (мастера, прорабы) - 3-5 человек, ИТР (инженеры, технологи) - 3-5 человек, рабочие - около 100 человек, к 1 полугодию 2018 года численность рабочих предполагается увеличить до 180-200 человек.

Рабочие специальности, квалификация, опыт работы определяются по согласованию с компанией, пользующейся услугами аутстаффинга.

Между Обществом (Участник) и Министерством экономического развития Республики Крым (Уполномоченный орган) заключен Договор, предметом которого является осуществление Участником предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ в соответствии с условиями Договора, с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а именно: найм рабочей силы и подбор персонала (код ОКВЭД 74.50).

Согласно пункту 2.3.1. Договора Участник обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную данным договором, на территории СЭЗ.

В соответствии с пунктом 2.4.1 Договора Участник имеет право осуществлять деятельность на территории СЭЗ, предусмотренную данным договором, с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.

На основании пункта 2.4.2 Договора Общество вправе осуществлять и иную деятельность в свободной экономической зоне, не предусмотренную данным Договором. К такой деятельности не применяется особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ.

Таким образом, из Инвестиционной декларации и Договора следует, что инвестиционный проект реализуется Заявителем на территории Республики Крым и подразумевает создание штата сотрудников в количестве не более 180 человек.

Как следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, группировка 74.50 "Найм рабочей силы и подбор персонала" включает:

- поиск персонала, отбор кандидатов и распределение по местам работы;

- поиск и трудоустройство высококвалифицированных кадров;

- деятельность по найму временной рабочей силы: обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу.

В ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что Обществом (Исполнитель) заключен договор о предоставлении труда работников (персонала) от 05.05.2017 с Обществом 1 (Заказчик) и договор возмездного оказания услуг по подбору и предоставлению труда работников (персонала) от 29.04.2016 с Обществом 2 (Заказчик).

В соответствии с пунктом 2.1 договора с Обществом 1 Исполнитель обязуется направить временно своих работников с их согласия к Заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с Исполнителем.

Согласно пункту 4.1 указанного договора Заказчик уведомляет Исполнителя о намерении воспользоваться услугами по предоставлению персонала путем направления Исполнителю письменной заявки на предоставление персонала. В заявке Заказчик указывает информацию о своей нуждаемости в работниках, обладающих определенными профессиональными способностями, включая количество работников, требования к их профессиональным способностям, условия и режим труда, место и срок выполнения работы.

Как следует из пункта 2.1 договора с Обществом 2, Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по поиску, подбору и предоставлению персонала для обеспечения исполнения функций, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) Заказчика, а Заказчик принимать и оплачивать такие услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора предоставление персонала производится Исполнителем путем направления работников в распоряжение Заказчика. До предоставления персонала Исполнитель письменно сообщает Заказчику персональные сведения о предоставляемых работниках - фамилии, имена, отчества работников, сведения об их профессиональных способностях и иные сведения, исходя из заявки Заказчика.

В ходе камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что часть работников, направленных Обществом для выполнения работ у Заказчиков как сотрудники Заявителя, являлись сотрудниками Общества 1 и Общества 2 до заключения договоров от 05.05.2017 и от 29.04.2016 с Заявителем.

Довод Общества о том, что по указанным договорам осуществляет деятельность по найму временной рабочей силы опровергается материалами камеральной налоговой проверки.

Так, в пункте 1.7 трудовых договоров работников указано, что они заключены на неопределенный срок, согласно дополнительным соглашениям к трудовым договорам работники направляются для выполнения работ на объект без указания срока.

В договоре от 05.05.2017, заключенном между Налогоплательщиком и Обществом 1 не указан срок действия.

Согласно пункту 13.1 договора от 29.04.2016, заключенного между Налогоплательщиком и Обществом 2, указанный договор действует до 31.12.2016. В случае, если ни одна из Сторон Договора не заявит о его расторжении за 30 (тридцать) календарных дней до окончания срока действия Договора, Договор считается пролонгированным на следующий календарный год на согласованных условиях.

При этом, информация о расторжении данного договора и/или заключения между Налогоплательщиком и Обществом 1 нового договора Заявителем в Инспекцию не представлена.

Таким образом, в отношении данных работников Обществом не оказывались услуги, предусмотренные группировкой 74.50 "Найм рабочей силы и подбор персонала".

Кроме того, как следует из Решения и не опровергается в жалобе Обществом, данные сотрудники осуществляли трудовую деятельность за пределами Республики Крым.

Допрошенный в качестве свидетеля ФЛ 1 (сотрудник Налогоплательщика) показал, что в офисном помещении Общества постоянно находятся не более 2 человек, при этом в штате состоит более 1000 сотрудников.

С учетом изложенных обстоятельств Федеральная налоговая служба признает обоснованным вывод Инспекции и Управления о неправомерном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат сотрудникам, не осуществляющим трудовую деятельность на территории Республики Крым и не занятых в видах деятельности, предусмотренных Инвестиционной декларацией и Договором.

В части довода Заявителя о том, что Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки не провела никаких дополнительных мероприятий налогового контроля (допросов сотрудников, выставления требований о представлении документов и пояснений) ФНС России сообщает, что положениями главы 14 Кодекса предусмотрено право налогового органа, проводящего налоговую проверку, самостоятельно определять перечень мероприятий, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Иные доводы Общества, приведенные в жалобе, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобы Налогоплательщика без удовлетворения.