Решение ФАС РФ от 27.06.2019 по делу N 19/44/105/1720

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 27.06.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2019 г. по делу N 19/44/105/1720

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия КУ Омской области "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией КУ Омской области "У" (далее - Аукционная комиссия) ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств, обеспечению ее работоспособности и обслуживанию системы до конца срока действия финансовой аренды (номер извещения 0352200000119000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л";

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1236);

3. В проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены условия исполнения контракта, не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.06.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 27.06.2019.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 962 000 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.06.2019;

5) источник финансирования - Бюджет Омской области, мероприятие 000000, бюджетное ассигнование 5807141, СубКОСГУ 2240199, тип средств 110000, КБК - 014 04.09 081R210010 244;

6) дата окончания срока рассмотрения заявок - 27.06.2019;

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л".

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2.1 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, поставляемым в рамках исполнения контракта: "Оборудование измерения осевых нагрузок и определения весовых параметров ТС": "Максимальная нагрузка на ось ТС, кг не менее 25 000", "Предел допускаемой относительной погрешности измерений нагрузки на ось ТС, % Не более +/-10", Предел допускаемой относительной погрешности измерений на группу осей ТС, % Не более +/-10".

Также, согласно пункту 4.1. документации об Аукционе в составе второй части заявки на участие в закупке участника должен, в том числе, представить копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией Аукционе:

- Предоставление требуется (в отношении предлагаемых к передаче в лизинг средств измерений требуются копии свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выданных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений).

На заседании Комиссии представителями Заявителя представлены свидетельства об утверждении типа средств измерений оборудования от производителей, например: "Сфера ВИМ", "СВК", "АПВГК", "АВКС-М".

Согласно пояснениям представителей Заявителя, ни одно из вышеуказанных автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств не отвечает требованиям, установленным в техническом задании документации об Аукционе и хотя бы по одному из трех вышеуказанных параметров имеет иные характеристики.

При этом согласно сведениям свидетельства об утверждении типа средств измерений комплексов "Архимед" единственного производителя ООО "Л", также представленного на заседание Комиссии, указанное оборудование полностью отвечает требованиям документации о закупке.

Представители Заказчика на заседании Комиссии представили запрос о предоставлении коммерческих предложений, направленный в адрес 5 организаций от 26.03.2019 N 09-21/903, а также коммерческие предложения от 26.03.2019, в которых 5 организаций выразили готовность поставить товар, удовлетворяющий вышеуказанным условиям. Вместе с тем, вышеуказанные организации не являются производителями автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств.

На основании изложенного, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований к характеристикам оборудования соответствует иное оборудование, кроме как комплексы АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л".

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 1236.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской N 1236 "установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Российской N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления Правительства Российской N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к оборудованию, в том числе к модулям, входящим в состав "Аппаратного комплекса выдачи и учета специальных разрешений на движение ТКТС".

При этом, в соответствии с Приложением 3 к техническому заданию документации об Аукционе "Календарный план оказания услуг" в рамках исполнения государственного контракта будет осуществляться "передача Арендатору 9 пунктов весогабаритного контроля транспортных средств, оборудования и программного обеспечения, ввод объекта лизинга в эксплуатацию".

Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заявителя представлены свидетельства производителей об утверждении типа средств измерений оборудования, например: "Сфера ВИМ", "СВК", "АПВГК", "АВКС-М", а также "Архимед", содержащие информацию о программном обеспечении, входящих в состав автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств.

Таким образом, к данной закупке применимы положения Постановления Правительства Российской N 1236.

При этом, документация об Аукционе не содержит условия о запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 1236.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно не установившего в документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств и не разместившего обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены условия исполнения контракта, не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе, и не позволяющие определить порядок перехода права собственности на оборудование, являющегося объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению.

На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит, в том числе следующие положения: "4.5. Имущество переходит в собственность Лизингополучателя по истечении срока Лизинга при соблюдении условий, указанных в п. 8.3 Контракта, или до его истечения на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом либо соглашением к настоящему Контракту между Лизингодателем и Лизингополучателем. 8.4. Переход права собственности на Имущество должен подтверждаться письмом Лизингодателя, содержащим необходимые реквизиты Имущества, также по требованию любой из Сторон должен быть оформлен Акт об окончании лизинга Имущества (Приложение N 5 к Контракту). При необходимости переход права собственности может быть оформлен Договором купли-продажи/выкупа".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление вышеуказанных положений в документации об Аукционе обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, проект государственного контракта документации о закупке содержит следующее положение: "8.3. По истечении срока лизинга Имущества/партии Имущества, при условии уплаты Лизингополучателем всех относящихся к соответствующему Имуществу/партии Имущества платежей, в том числе, но не ограничиваясь, по уплате Лизинговых платежей, пеней, штрафов и иных платежей, а также при отсутствии просроченной задолженности по уплате Лизинговых платежей, Лизингополучатель вступает в права собственника Имущества. Имущество передается в собственность Лизингополучателя свободным от обременений и прав третьих лиц", что также позволяет определить порядок перехода права собственности на оборудование, являющегося объектом закупки.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не наше своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Согласно приложению N 4 к техническому заданию документации об Аукционе при выполнении работ должны использоваться в том числе следующие материалы: "Асфальтобетонная смесь - А-32 НН на БНД 100/130, асфальтобетонная смесь - А-22 НН на БНД 100/130".

Требования к указанным асфальтобетонным смесям содержатся в "ПНСТ 184-2016. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия", при этом, данный документ является недействующим.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" обоснованной в части установления в документации об Аукционе требований к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л", а также не установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 1236.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 27.06.2019 N 19/44/105/1720 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.