ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2019 г. по делу N 19/44/105/1721
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РА" (далее - Заявитель) на действия КУ Омской области "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией КУ Омской области "У" (далее - Аукционная комиссия) ООО "РБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств, обеспечению ее работоспособности и обслуживанию системы до конца срока действия финансовой аренды (номер извещения 0352200000119000006)(далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л";
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.06.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 27.06.2019.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 962 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.06.2019;
5) источник финансирования - Бюджет Омской области, мероприятие 000000, бюджетное ассигнование 5807141, СубКОСГУ 2240199, тип средств 110000, КБК - 014 04.09 081R210010 244;
6) дата окончания срока рассмотрения заявок - 27.06.2019;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л".
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.1 технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, поставляемым в рамках исполнения контракта: "Оборудование измерения осевых нагрузок и определения весовых параметров ТС": "Максимальная нагрузка на ось ТС, кг не менее 25 000", "Предел допускаемой относительной погрешности измерений нагрузки на ось ТС, % Не более +/-10", Предел допускаемой относительной погрешности измерений на группу осей ТС, % Не более +/-10".
Также, согласно пункту 4.1. документации об Аукционе в составе второй части заявки на участие в закупке участника должен, в том числе, представить копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией Аукционе:
- Предоставление требуется (в отношении предлагаемых к передаче в лизинг средств измерений требуются копии свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выданных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений).
На заседании Комиссии представителями Заявителя представлены свидетельства об утверждении типа средств измерений оборудования от производителей, например: "Сфера ВИМ", "СВК", "АПВГК", "АВКС-М".
Согласно пояснениям представителей Заявителя, ни одно из вышеуказанных автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств не отвечает требованиям, установленным в техническом задании документации об Аукционе и хотя бы по одному из трех вышеуказанных параметров имеет иные характеристики.
При этом согласно сведениям свидетельства об утверждении типа средств измерений комплексов "Архимед" единственного производителя ООО "Л", также представленного на заседание Комиссии, указанное оборудование полностью отвечает требованиям документации о закупке.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили запрос о предоставлении коммерческих предложений, направленный в адрес 5 организаций от 26.03.2019 N 09-21/903, а также коммерческие предложения от 26.03.2019, в которых 5 организаций выразили готовность поставить товар, удовлетворяющий вышеуказанным условиям. Вместе с тем, вышеуказанные организации не являются производителями автоматизированных систем весогабаритного контроля транспортных средств.
На основании изложенного, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований к характеристикам оборудования соответствует иное оборудование, кроме как комплексы АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России по делу от 27.06.2019 N 19/44/105/1720 (далее - Решение) по итогам рассмотрения жалобы ООО "Н" в действиях Заказчика выявлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе требований к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующих о соответствии совокупности требований к характеристикам оборудования продукции АПВГК Архимед единственного производителя ООО "Л", установлении ненадлежащих требований к товару Асфальтобетонная смесь, а также не установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "РА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 27.06.2019 по делу N 19/44/105/1720, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 27.06.2019 по делу N 19/44/105/1720 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.