Решение ФАС РФ от 10.02.2020 по делу N 20/44/105/214

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя оставлен без рассмотрения, поскольку он подал жалобу на положение документации по истечении срока, установленного ч. 4 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 10.02.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2020 г. по делу N 20/44/105/214

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия ПАО "А" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Реконструкция производств (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей" открытого акционерного общества "А" Объект 1. Цех N 1. Корпусообрабатывающий цех. Объект 16. Цех N 3 Главный механический. Объект 018. Цех N 34. Цех изготовления дельных вещей. Объект 040. Доковая насосная станция. Объект 158. Цех N 26. Сборочно-сварочный. Наружные сети электроснабжения. Наружные сети водоснабжения. Наружные сети водоотведения" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2022000000119000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в проекте договора документации об Аукционе порядок оплаты выполненных работ.

Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 30.12.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 808 548 860 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.01.2020;

5) источник финансирования целевые денежные средства для реализации Заказчиком инвестиционного проекта "Реконструкция производства (корпусообрабатывающего, сварочного, стапельного, трубообрабатывающего) и техническое перевооружение производственных мощностей ПАО "А", осуществляемого в рамках государственной программы РФ. собственные средства, КБК - 722004100610;

6) на участие в закупке подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;

8) победителем признан Заявитель.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте договора документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок оплаты выполненных работ.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 14.01.2020. Вместе с тем, жалоба на положение документации направлена Заявителем в ФАС России 04.02.2020.

Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного статьей 105 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, жалоба Заявителя не соответствует положениям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению ФАС России.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактный системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 г. N 9 и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление Правительства N 9).

Кроме того, согласно пункту 4.9 информационной карты документации об Аукционе установлено требование ко второй части заявки на участие в закупке, о предоставлении документов или копий документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства N 9, а именно: "Документом, подтверждающим соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.

Документом, подтверждающим отсутствие производства на территории Российской Федерации товаров, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719".

Вместе с тем, согласно извещению, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ, в связи с чем, положения Постановления Правительства N 9 к настоящей закупке не применимы.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, установившего в документации запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства N 9, а также установившего излишние требования к составу заявки на участие в закупке нарушают часть 3 статьи 14, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, поскольку на участие в закупке подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика (исполнителя).

3. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 4.3.1 проекта договора документации об аукционе "В течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Договора по согласованию с Заказчиком определить виды и объемы работ, предусмотренные Договором, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Договору с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3022, N 36, ст. 5458), согласно Приложению N 6 к Договору".

Вместе с тем, Заказчиком, в соответствии с преамбулой проекта гражданско-правового договора на выполнение строительных работ, размещенного в составе документации об Аукционе, является Публичное акционерное общество "А" (ПАО "А"), которое не является, государственным, муниципальным заказчиком, в связи чем, требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением Правительства N 570, к закупке применяются.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с Постановлением Правительства N 570 нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Довод Заявителя на положения документации об Аукционе на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе оставить без рассмотрения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 10.02.2020 по делу N 20/44/105/214 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.