ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2020 г. по делу N 20/44/105/252
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "<...>" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федеральной службы <...> (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральной службы <...> (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "<...>" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию административного здания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.01.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;
3) источник финансирования - <...> бюджет, КБК - <...>;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.02.2020;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущены 2 заявки от участников закупки;
8) дата проведения Аукциона 11.02.2020;
9) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
10) победителем Аукциона признано ООО "<...>" с предложением о цене контракта в размере <...> рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.02.2020 <...>-1 (далее - Протокол), участнику с порядковым номером заявки "<...>" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Длина ("Паронит", п. 40 Заявки): участником закупки указано значение "1000 мм" показателя "Длина" для марки ПОН, что не соответствует положениям таблицы 3 ГОСТ 481-80; Ширина ("Паронит", п. 40 Заявки): участником закупки указано значение "500 мм" показателя "Ширина" для марки ПОН, что не соответствует положениям таблицы 3 ГОСТ 481-80".
Согласно пункту 19 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующее: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Приложением N 1 "Требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам товара, используемого при оказании услуг" к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг по техническому обслуживанию здания, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно Протоколу, участникам закупки с порядковыми номерами заявок "<...>", "<...>", "<...>", "<...> <...>", "<...> <...>" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением сведений в первых частях заявок на участие в Аукционе несоответствующих техническому заданию информации.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявки, вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки, Комиссия установила, что, например, к товару 48 "Гайки" установлено требование о соответствии ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности в", утратившему силу.
На заседании Комиссии установлено, что 03.02.2020 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений документации об Аукционе N 2, содержащий, в том числе следующие сведения:
"Вопрос: п. 48 "Гайки" показатели "Номинальный диаметр резьбы" требуемое значение "6; 8; 10", "Класс точности" требуемое значение "В".
В инструкции написано "Товары, которые указаны в пунктах Приложения N 1 к техническому заданию, должны соответствовать нормативным документам в действующей редакции". Заказчиком для данного пункта указан ГОСТ 5915-70, который является не действующим, взамен его вступил в силу ГОСТ ISO 4032-2014, согласно которому класс точности В имеет диаметр резьбы больше 16 мм. Просьба не учитывать данный пункт при рассмотрении первых частей заявок, т.к. допущена техническая ошибка. В ином случае просьба разъяснить, как действовать УЗ в данном случае".
Ответ: "Информируем, что в целях создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, ни один показатель, используемый при описании товара "Гайки" (п. 48 Приложения N 1 к техническому заданию) не будет учитываться аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг, что вводит участников закупки в заблуждение (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта документации об Аукционе исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию административного здания и прилегающей территории Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в период с 1 февраля 2020 года по 31 декабря 2022 года в соответствии с техническим заданием (Приложение к Контракту).
При этом, согласно техническому заданию документации об Аукционе срок (период) оказания услуг установлен с момента заключения государственного контракта, но не ранее чем с 01.03.2020 по 31.12.2022.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении срока оказания услуг, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "<...>" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 17.02.2020 по делу N 20/44/105/252 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.