ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 31 января 2020 г. по делу N П-15/20
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Т. (далее - Заявитель), содержащее информацию о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях единой комиссии Департамента "С" (далее - Единая комиссия) при проведении Департаментом "С" (далее - Заказчик), Департаментом "З" (далее - Уполномоченный орган), Единой комиссией, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Реконструкция системы биологической очистки на городских очистных сооружениях г. Курска" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0144300004019000765) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки действий Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
Согласно доводу, указанному в обращении, Единой комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки ООО "С" требованиям документации об Запросе предложений и Закону о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наличия опыта выполнения работ.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.11.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 285 267 185 рублей;
4) источник финансирования - муниципальный бюджет, Бюджет Курской области и федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 13.11.2019;
6) в соответствии с частью 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе запрос предложений в признан не состоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка на участие в Запросе предложений, которая признана соответствующей требованиям документации о Запросе предложений.
7) 03.12.2019 заключен государственный контракт с ООО "С" (далее - Победитель) по цене 2 285 267 185 рублей.
1. Согласно доводу, указанному в обращении, Единой комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки Победителя требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наличия опыта выполнения работ.
Частью 18 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что участники запроса предложений в электронной форме, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным извещением о проведении запроса предложений в электронной форме и (или) документацией о проведении запроса предложений в электронной форме, или предоставившие недостоверную информацию, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, отстраняются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, и их заявки не оцениваются.
Согласно итоговому протоколу запроса предложений в электронной форме от 18.11.2019 N ИЗП 1 заявка Победителя признана соответствующей требованиям документации о Запросе предложений и Закона о контрактной системе, при этом в составе заявки на участие в Запросе предложений Победителем приложены сведения о выполненном контракте на сумму 1 308 072 527,15 для целей оценки заявки.
Как следует из пояснений представителя Заказчика определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлялось путем проведения Запроса предложений, при этом дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки при проведении Запроса предложений не установлены, поскольку данное требование при проведении закупки путем проведения Запроса предложений не установлено Законом о контрактной системе.
Между тем, представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии опыта выполнения работ установлено исключительно для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Однако, учитывая, что на участие в Запросе предложений подана 1 заявка, при этом в составе заявки на участие в Запросе предложений приложены сведения о контракте на сумму 1 308 072 527,15 для целей оценки заявки, порядок оценки заявок не применялся, поскольку Запрос предложений признан не состоявшимся в связи с тем, что на участие в закупке подана единственная заявка.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссией при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать информацию, в том числе о критериях оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 19 статьи 83.1 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений в электронной форме оцениваются комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений в электронной форме, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений в электронной форме. В указанный протокол включаются информация о заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
При этом, в соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, согласно пункту 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) Правил.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Согласно документации о Запросе предложений установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 20%;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20% (далее - Критерий).
При этом в рамках Критерия установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1), в рамках которого установлен следующий порядок оценки заявок:
"В рамках показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценивается наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
100 баллов - участником запроса предложений представлен контракт, соответствующий требованиям Заказчика, с ценой контракта (договора) более 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта;
40 баллов - участником запроса предложений представлен контракт, соответствующий требованиям Заказчика, с ценой контракта (договора) от 40 до 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта;
0 баллов - участником запроса предложений представлен контракт, соответствующий требованиям Заказчика, с ценой контракта (договора) менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо участником представлен контракт (договор) не соответствующий требованиям Заказчика либо участником не представлен ни один контракт (договор)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о Запросе предложений не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку одинаковое количество баллов присваивается за представление различной цены контракта, например: 40 баллов присваивается как в отношении контрактов с ценой контракта (договора) 40 процентов, так и в отношении контрактов с ценой 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, при этом при представлении контракта с ценой контракта (договора) менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта присваивается 0 баллов.
Кроме того, градация оценки заявок по шкале 0, 40, 100 баллов не содержит пропорциональной зависимости между баллами. В указанной связи, единой комиссии заказчику предоставляется возможность субъективного подхода к оценке заявок участников для определения победителя по рассматриваемой закупке.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку порядок оценки заявок не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Запроса предложений заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 31.01.2020 по делу N П-15/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.