Решение ФАС РФ от 20.02.2020 по делу N 20/44/105/294

"О признании жалобы необоснованной: требования заказчика к характеристикам товаров не противоречат Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 20.02.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2020 г. по делу N 20/44/105/294

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО <...> (далее - Заявитель) на действия Управления <...> (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления <...> (далее - Аукционная комиссия), АО <...> (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию административного здания заказчика (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившим в документации об Аукционе ненадлежащие требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, которые участники Аукциона предоставляют в составе первых частей заявок.

Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.02.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.02.2020.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.02.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;

4) источник финансирования - <...> бюджет, КБК - <...>;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.02.2020;

6) на участие в Аукционе подано 3 заявки, 2 из которых допущены к участию в Аукционе;

7) дата проведения Аукциона - 18.02.2020;

8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку в течение десяти минут после начала проведения Аукциона было подано единственное предложение о цене контракта. По результатам рассмотрения второй части такой заявки принято решение о ее соответствии требованиям, установленным документацией об Аукционе и Закону о контрактной системе;

9) победителем Аукциона признано ООО <...> с предложением о цене государственного контракта <...> рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг, которые участники Аукциона предоставляют в составе первых частей заявок, под соответствующими пунктами Технического задания документации об Аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:

- пункт 6 "Гильза кабельная тип 1": "Описание - должна быть соединительная медная, закрепляемая опрессовкой", "Назначение - должно быть для соединения проводов и кабелей с медными жилами сечением не более 2,5 мм2", "Климатическое исполнение - должно быть УХЛ/ Т", "Длина (номинальная) гильзы - должна быть 20 мм", "Класс жилы - должен быть 1 - 6", "Марка меди - должна быть М1/М2", "Наружный диаметр гильзы - должен быть не более 5 мм", "Категория размещения - должно быть 2 или 3", "Внутренний диаметр - должен быть не менее 1,8", "Покрытие 06 по ГОСТ 9.306-85 - допускается присутствие", "Маркировка - должна быть 1,5 или 2,5".

Представитель Заказчика пояснил, что установленные в документации к Аукциону требования к характеристикам товаров, используемых в рамках оказания услуг, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.

При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в составе жалобы не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.02.2020 N <...>-1 (далее - Протокол), участнику с порядковым номером заявки <...> отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверной информации в отношении характеристик товаров, указанных в Техническом задании документации об Аукционе.

Пунктом 17.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе: "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре", "наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона)".

Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.

Вместе с тем, учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам (материалам) при оказании услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию здания заказчика, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Аукционе. При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе, в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.

При этом, требования к составу первых частей заявок установлены Заказчиком в документации об Аукционе в редакции, не актуальной на момент опубликования извещения о проведении Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно Протоколу, участнику закупки с порядковым номером заявки <...> отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений, не соответствующих Техническому заданию.

Таким образом, учитывая, что Заказчик ненадлежащим образом установил требования к составу заявок участников закупки, Аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку участника с порядковым номером <...>, в связи с чем вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

Пунктом 30 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 30% начальной (максимальной) цены контракта.

При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность исполнителя в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

При этом, пунктами 19.1, 19.2, 19.3, 23.3 информационной карты документации об Аукционе установлены следующие даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, дата проведения Аукциона, даты начала и окончания подачи разъяснений положений документации: "В соответствии с извещением о проведение электронного аукциона", что не соответствует Закону о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункты 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, за что частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку извещение об Аукционе содержит вышеуказанные даты.

5. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит положение в отношении гарантийного срока товара, а именно: "не менее 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи товара по форме, установленной Контрактом, но не менее гарантийного срока, установленного фирмой изготовителем", вместе с тем, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование об обеспечении гарантийных обязательств по государственному контракту.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, пунктом 11.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок действия банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО <...> необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 30 статьи 34, пунктов 2, 3, 4, 5, 11 части 1 статьи 64, частей 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 20.02.2020 по делу N 20/44/105/294 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.