Приказ МЧС РФ от 04.03.2011 N 94

"Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Редакция от 26.12.2019 — Документ не действует
Показать изменения

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2011 г. N 20424


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 4 марта 2011 г. N 94

ОБ УТВЕРЖДЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министр
С.К.ШОЙГУ

Приложение
к Приказу МЧС России
от 04.03.2011 N 94

ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

1. Общие положения

1.1. Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема СМП ЧС).

1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.

2. Задачи функциональной подсистемы СМП ЧС

2.1. Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;

определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;

выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

3. Функции функциональной подсистемы СМП ЧС

3.1. Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;

выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.

4. Организация управления, силы и средства функциональной подсистемы СМП ЧС

4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

4.2. Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном и межрегиональном уровнях - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

Абзац третий. - Исключен. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

4.3. Постоянно действующими органами управления функциональной под системы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа; (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

4.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов; (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

4.5. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

на федеральном уровне - осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

на региональном уровне - подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

5. Режимы функционирования функциональной подсистемы СМП ЧС

5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС осуществляет деятельность в следующих режимах: (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

режим повседневной деятельности;

режим повышенной готовности;

режим чрезвычайной ситуации.

5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.

5.3.-5.8. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

5.9. Перевод функциональной подсистемы СМП ЧС в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794. (в ред. Приказа МЧС РФ от 26.12.2019 N 784)

6. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС в различных режимах функционирования

6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности включает:

нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС;

сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;

прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;

защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;

осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;

разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организацию работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме СМП ЧС;

участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;

проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.

6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:

усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;

установление соответствующего режима сбора и обмена информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг источников и прогноз чрезвычайной ситуации в предполагаемой зоне возникновения чрезвычайной ситуации;

разработку вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации;

проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

разработку оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамику их развития;

осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Российской Федерации в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;

разработку предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению размера ущерба в случае угрозы его возникновения;

организацию и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

6.3. Функционирование в режиме чрезвычайной ситуации включает:

постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;

оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, и с экспертными группами;

уточнение или корректировку вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации;

прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации;

осуществление оперативного лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;

выработку предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;

обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации;

оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, а также уточненного прогноза и рекомендации по порядку реагирования на него.

7. Система информационного обеспечения функциональной подсистемы СМП ЧС

7.1. Информационное обеспечение функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется путем информационного обмена с функциональными и территориальными подсистемами РСЧС сведениями о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведениями о деятельности организаций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, государственных органов исполнительной власти.

7.2. В целях оперативного реагирования на информацию о возникновении, развитии и параметрах чрезвычайных ситуаций, размещаемую в средствах массовой информации, осуществляется непрерывный мониторинг средств массовой информации.