Решение ФАС РФ от 21.05.2019 по делу N 3-21-15/00-08-19

"О признании жалобы обоснованной: в рекламе усматриваются признаки нарушения п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""
Редакция от 21.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2019 г. по делу N 3-21-15/00-08-19

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель Председателя Комиссии

<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

Члены Комиссии:

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении рекламы виски торговой марки Dewar's на канале <...> в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" на сайте youtube.com, в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: <...>,

установила:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу виски торговой марки Dewar's, распространявшуюся на канале <...> в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" на сайте youtube.com (https://www.youtube.com/watch?v=8QNMwdp7loY).

В видеоролике с 5:09 минуты <...> сидит за столом, на котором стоит виски под торговой маркой Dewar's и стакан с напитком, и сообщает:

"Во время многих свои путешествий я довольно часто вспоминаю Амстердам. Амстердам - офигенный город, один из самых моих любимых. А учитывая в скольких городах я был, это говорит о многом. Одно время я даже мечтал в него переехать, но что-то не срослось. Что может быть лучше, чем прогуляться вдоль каналов, прокатиться на лодке, полюбоваться на очаровательные домики, насладиться тишиной парков и отдохнуть в многочисленных кафешках. Этот город для людей, он справедливый, доступный и удобный. И жить в нем одно удовольствие. Вот бы сейчас посмотреть, что там происходит".

Затем <...> включает видеоролик, в котором об Амстердаме отзываются с негативной окраской, и сообщает:

"На самом деле, друзья, два противоположных мнения лучше какого-то одного, потому что только так у людей появляется возможность оценить мир с разных сторон и получить наиболее объективную картинку. В этом смысле дважды лучше. Вот и виски Dewar's тоже выдерживают в бочках дважды, чтобы его вкус стал еще мягче и богаче. Проверьте этот принцип на практике сами, а мы продолжаем".

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация о виски торговой марки Dewar's, сообщаемая на канале <...>, отвечает всем признакам рекламы и является рекламой виски торговой марки Dewar's.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Реклама виски торговой марки Dewar's распространяется на Интернет-сайте youtube.com по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=8QNMwdp7loY).

Соответственно указанная реклама размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С учетом изложенного в рекламе виски торговой марки Dewar's, распространявшейся на канале <...> в видео от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" на сайте youtube.com, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

На youtube-канале <...> во вкладке "О канале" <...> в разделе "Ссылки" размещена иконка "Мой блог" со ссылкой на блог <...>.

Согласно информации, полученной от АО "Р", с 13.06.2018 администратором домена второго уровня <...> является <...>.

Соответственно на youtube-канале <...> сообщается о том, что владельцу канала принадлежит блог, размещенный по адресу <...>.

Администратором сайта <...> является <...>.

Из изложенных обстоятельств следует, что рекламораспространителем рекламы виски торговой марки Dewar's является <...>.

Руководствуясь пунктом 8 части 2 статьи 21, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", рекламу виски торговой марки Dewar's, распространявшуюся на канале <...> в видеоролике от 21.12.2018 "Нетуристический Каир: мусор, кладбище и свиньи" на сайте youtube.com, поскольку реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <...>.

Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.