Решение ФАС РФ от 21.05.2019 по делу N 223ФЗ-513/19

"О признании жалобы обоснованной: действия аукционной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в аукционе заявку общества, нарушают ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 21.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2019 г. по делу N 223ФЗ-513/19

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей:

АО "Д": <...>(доверенность от 0805.2019 N 1420), <...> (доверенность от 0805.2019 N 1420),

представители ООО "С" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "С" от 13.05.2019 N 07/7554/19 на действия (бездействие) заказчика АО "Д" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 1000400000219000001) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 13.05.2019 N 07/7554/19 на действия (бездействие) заказчика АО "Д" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 1000400000219000001) (далее - Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

1. Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Аукцион) размещены в ЕИС - 17.04.2019;

2. Начальная (максимальная) цена контракта: 72 312 347,21 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 03.05.2019;

4. Дата рассмотрения заявок - 08.05.2019;

5. Дата проведения Аукциона - 13.05.2019;

6. На участие в Аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Документации.

Согласно Извещению источник финансирования закупки: 45 322 645, 91 (Сорок пять миллионов триста двадцать две тысячи шестьсот сорок пять) рублей 91 копеек - из средств Федерального бюджета в рамках реализации проекта "Реконструкция лабораторно-испытательного корпуса (эллинга) АО "Д", г. Долгопрудный Московская область"; 26 989 701, 30 (Двадцать шесть миллионов девятьсот восемьдесят девять тысяч семьсот один) рубль 30 копеек - из собственных средств Заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:

1. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно: в составе второй части заявки на участие в Аукционе участник закупки должен представить выписку из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе;

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлено дополнительное требование о наличии у участников закупки опыта исполнения контрактов, без учета изменений, внесенных 21.03.2019 в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).

Рассмотрев информацию, документы, размещенные в ЕИС по данной закупке, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно: в составе второй части заявки на участие в Аукционе участник закупки должен представить выписку из реестра членов СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Подпунктом 8 пункта 5.8 информационной карты Документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки выписки из реестра членов СРО, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, указанное требование к сроку выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования о наличии у участников закупки опыта исполнения контрактов, без учета изменений, внесенных 21.03.2019 в Постановление N 99.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта выполнения работ установлены Постановлением N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 в редакции от 21.03.2019 к участникам закупки на право заключения контракта по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Пунктами 5.4, 5.7 информационной карты Документации установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: "наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных услуг в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, положениями Документации, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком размещены в ЕИС исключительно сметы на строительство объектов, являющихся предметом закупки.

Таким образом, Заказчиком не размещена в ЕИС проектная документация в полном объеме.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в связи с технической невозможностью размещения большого объема информации в ЕИС, а именно: проектной документации в полном объеме, Заказчиком размещен в ЕИС файл "Пояснительная записка к Техническому заданию", согласно которому "в связи с большим объемом данных, приложения N 5 и N 6 Технического задания размещены и доступны для скачивания в облачном хранилище по соответствующим ссылкам".

При этом согласно проектной документации, размещенной в облачном хранилище, в состав проектно-сметной документации входят, в том числе следующие разделы: "разделы 1.2-1.3 "Инженерно-геодезические изыскания", разделы 1.4.1. - 1.4.2 "Отчет о результатах обследования зданий и сооружений", раздел 5.6 "Технологические решения" и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

На основании вышеизложенного, проектная документация не содержит полный перечень разделов, предусмотренных проектной документацией, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.

Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 5.8 Информационной карты Документации установлено, в том числе, следующее: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе".

Пунктом 5 Технического задания Документации установлено, что техническое предложение участника закупки должно содержать информацию по каждой позиции с указанием производителя, марки и модели".

На заседании Комиссии установлено, что в ряде позиций пункта 5.8 Технического задания Документации установлены, в том числе, следующие требования к типам и составу оборудования: "Внутреннее электроосвещение (ЛСР N 2-1-4)", "ПР11-3060-54УЗ (РПО-5)/см. ПСД", "Преобразователь частоты" и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Также на заседании Комиссии установлено, что Документация не содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, которая определяет порядок предоставления сведений в отношении всех показателей материалов (товаров) в составе заявки на участие в Аукционе, а также перечень товаров, характеристики которых участникам закупки необходимо указать в заявке на участие в закупке, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что участникам закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо представить конкретные показатели товаров, сведения о которых установлены, в частности, проектно-сметной документацией, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе.

Кроме того, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование об указании в составе заявки на участие в закупке производителя, марки и модели поставляемого товара.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В силу части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член СРО ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ, саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

При этом в соответствии с частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:

1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе от 08.05.2019 N 1000400000219000001-01 (далее - Протокол) единственная поданная заявка на участие в закупке ООО "А" с порядковым номером "1" признана соответствующей требованиям Документации, и как следствие, ООО "А" признано победителем Аукциона.

Пунктом 5.8 информационной карты Документации установлено, в том числе требование о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.

При этом Комиссией ФАС России установлено, что ООО "А" в составе второй части заявки на участие в Аукционе представлена выписка из реестра членов СРО от 18.04.2019 N 182, согласно пункту 5 которой ООО "А" имеет I-й уровень ответственности, а именно: имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), с суммой работ по одному договору до 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей.

На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 72 312 347, 21 рублей, а также тот факт, что на участие в Аукционе подана 1 заявка (заявка ООО "А"), Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в Аукционе заявку ООО "А", нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 13.05.2019 N 07/7554/19 на действия (бездействие) заказчика АО "Д" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 1000400000219000001) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 21.05.2019 N 223ФЗ-513/19.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ведущий заседание Комиссии ФАС России
Члены Комиссии ФАС России