Решение ФАС РФ от 14.05.2019 N 19/44/105/1245

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 14.05.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2019 г. N 19/44/105/1245

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "С" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Д" (далее -Заказчик), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГБУ "Д" (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0874200000119000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Оператора электронной площадки:

1. Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта;

2. Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подписать проект государственного контракта.

Представитель Оператора электронной площадки, а также Заказчик в письменных возражениях, не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика 13.05.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 14.05.2019.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.03.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 521 720 150 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года"; КБК 41.20.20180;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2019;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.

Частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.

Согласно части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Согласно части 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.04.2019 N 0874200000119000002-4 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, Заявителю 15.04.2019 направлен проект государственного контракта на подписание.

При этом, Заявителем 19.04.2019 направлен Заказчику протокол разногласий.

Повторно доработанный проект государственного контракта, а также протокол частичного согласования замечаний к проекту государственного контракта 22.04.2019 Заказчиком размещены в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки.

В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта на сайте Оператора электронной площадки, а также предоставления документа, подтверждающего наличие обеспечения исполнения государственного контракта, является 25.04.2019.

Согласно письменным возражениям Заказчика в указанный срок проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя закупки, а также документы о предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта, в адрес Заказчика не поступили, в связи с чем в соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.04.2019 N ППУ1.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил сведений, подтверждающих неправомерность признания Заказчиком Заявителя, уклонившимся от подписания государственного контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно жалобе Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подписать проект государственного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к операторам электронных площадок, в том числе требования к проведению электронных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 14 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" установлено, что проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки обеспечиваются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке - оператором специализированной электронной площадки.

Представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что после получения банковской гарантии от 25.04.2019 N 00ZP2R001 (далее - Банковская гарантия) в регламентированный срок подписания проекта государственного контракта и предоставления обеспечения исполнения государственного контракта, а именно 25.04.2019, неоднократно предпринимались попытки прикрепления графического изображения копии Банковской гарантии в личном кабинете Заявителя на сайте Оператора электронной площадки, однако, успешная загрузка осуществлена только в 23:59.

Вместе с тем, функционал сайта Оператора электронной площадки не позволил подписать электронной цифровой подписью прикрепленный файл, содержащий Банковскую гарантию, и, в последующем, проект государственного контракта.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки представил графические материалы, согласно которым 22.04.2019 в 17:49 в адрес Заявителя направлено уведомление о поступлении доработанного проекта государственного контракта по итогам рассмотрения протокола разногласий Заказчиком.

Также представитель Оператора электронной площадки сообщил, что Заявителем Банковская гарантия прикреплена в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки 25.04.2019 в 23:59, при этом, иных действий Заявителем ранее не совершались.

Оператор электронной площадки на заседании Комиссии также представил информацию, согласно которой программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.

При этом Комиссией установлено, что при проведении Аукциона на компьютере Заявителя не использовалось специализированное программное обеспечение информационной системы "Независимый регистратор", предназначенное для видео фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в связи с чем у Комиссии отсутствуют сведения об отображаемой на компьютере Заявителя информации в период проведения Аукциона.

На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, однозначным образом свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки не обеспечена возможность функционирования программно-аппаратных средств для подписания проекта государственного контракта Заявителем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860, от 08.04.2019 по делу N 19/44/99/156, от 08.04.2019 по делу N 19/44/99/157, от 08.04.2019 по делу N 19/44/105/894 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС одновременно с публикацией извещения и документации о проведении Аукциона локальных смет, общих сметных расчетов по объектам, в не установлении в техническом задании документации об Аукционе по ряду товаров или ненадлежащем установлении единиц измерения характеристик товаров, а также в установлении требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующих требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, сведений в отношении упаковки и маркировки товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в размещении в ЕИС технического задания документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования показателей ряда товаров, и не позволяющем определить обозначения размеры товаров, указанные в чертежах;

- части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе требования к исполнителю по государственному контракту о необходимости согласовывать с Заказчиком соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых для выполнения работ по государственному контракту.

В связи с чем, Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к товарам в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.