Решение ФАС РФ от 23.04.2019 N 223ФЗ-459/19

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 23.04.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2019 г. N 223ФЗ-459/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Б" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

рассмотрев жалобу ООО "Б", направленную письмом Московского УФАС от 17.04.2019 N ПО/18723/19 (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "П" (извещение N 31907694040), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Б" (далее - Заявитель) б/н б/д, направленная письмом Московского УФАС от 17.04.2019 N ПО/18723/19, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "П" (извещение N 31907694040) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "П", утвержденным приказом ФГУП "П" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.03.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 4 999 986, 45 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 04.04.2019;

4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 08.04.2019;

5. Дата проведения торгов - 11.04.2019;

6. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 16.04.2019;

7. Дата подведения итогов Аукциона - 16.04.2019;

8. На участие в Аукционе подано 8 заявок, из них 3 признаны соответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 3.4.1 информационной карты Документации установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Документации.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.04.2019 N 31907694040-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.4.1 Документации, а именно участник по позиции N 45 не указал конкретный показатель "толщина линии письма от 1 до 5 мм" (указано 1-5 мм).

Из Жалобы следует, что Заявителем представлено техническое предложение в соответствии с требованиями технического задания Документации, при этом указанная толщина линии письма текстовыделителя по позиции N 45 является непостоянной величиной, поскольку толщина линии письма указанного в техническом предложении текстовыделителя зависит исключительно от угла наклона пишущего узла (при наклоне пишущего узла на 90 градусов - толщина линии письма будет равняться 1 мм, при угле наклона менее 90 градусов - толщина линии письма может быть в пределах от 1 до 5 мм), ввиду того, что наконечник текстовыделителя имеет скошенную форму.

На заседании Комиссии представитель Заказчика представил материалы с разных сайтов сети Интернет, из которых следует, что толщина линии письма у текстовыделителей со скошенными наконечниками указывается в диапазонном виде, а также указывается максимальная толщина линии письма.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Документаций у текстовыделителя должен быть скошенный наконечник, что делает невозможным указание участником закупки одного единственного значения по характеристике "толщина линии письма".

При этом значение толщины линии письма, указанное в заявке Заявителя, является конкретным диапазонным значением ввиду того, что наконечник текстовыделителя имеет скошенную форму, и не противоречит требованиям Документации.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.04.2019 N 31907694040-1 по вышеуказанным основаниям отклонены заявки участников с заявками NN 4770, 9307, 800.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к составу заявки в части указания конкретных значений по указанным характеристикам, а также отклонившего заявку Заявителя, участников с заявками NN NN 4770, 9307, 800 по вышеуказанным основаниям Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2, пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Б" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) б/н б/д, направленную письмом Московского УФАС от 17.04.2019 N ПО/18723/19, на действия (бездействие) заказчика ФГУП "П" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку канцелярских товаров для нужд УФПС г. Москвы - филиала ФГУП "П" (извещение N 31907694040) (далее - Аукцион) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 23.04.2019 N 223ФЗ-459/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.04.2019 N 223ФЗ-459/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.