ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2019 г. N 19/44/105/1192
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "М" на действия ГКУ "У" (далее - Уполномоченный орган), ГКУ Чукотского автономного округа "УА" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ГКУ "У" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по выполнению работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь на территории Чукотского автономного округа; участок Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 470+000 - км 485+597" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0888500000219000050) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного округа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно не установивших в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения об обязанности проведения Уполномоченным органом, Заказчиком экспертизы для проверки результатов работ в части их соответствия условиям государственного контракта.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика 06.05.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.05.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 10.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
З) начальная (максимальная) цена контракта - 1 152 279 721 рубль;
4) источник финансирования - средства окружного и федерального бюджетов; КБК - 902040911301R1111414;
5) дата окончания подачи заявки на участие в Аукционе - 26.04.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявки от участников закупки;
7) в соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлена обязанность Уполномоченного органа, Заказчика о проведении экспертизы для проверки результатов работ в части их соответствия условиям контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень положений, подлежащих включению в государственный контракт, вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит обязанности о включении в проект государственного контракта положения о проведении экспертизы результатов исполнения государственного контракта.
Уполномоченный орган в составе письменных возражений сообщил, что экспертиза выполненных работ будет проведена по результатам исполнения государственного контракта в силу требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
На заседании Комиссии установлено, что ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, содержится в разделе 10 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, ответственность заказчика за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы проектом государственного контракта документации об Аукционе не установлена.
Также в соответствии с пунктом 4.3.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе подрядчик обязан "Предоставить Заказчику сведения обо всех привлеченных к исполнению Контракта третьих лицах, с которыми заключен договор или договоры, цена которого или общая стоимость которых составляет более чем 10 (десять) процентов цены Контракта, в течение 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Подрядчиком указанных договоров".
Согласно пункту 10.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Подрядчик обязан уплатить Заказчику по его требованию пеню за каждый день просрочки исполнения обязательств по Контракту, начиная со дня, следующего со дня истечения установленного Контрактом срока исполнения Подрядчиком обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта (но не более цены Контракта), за допущенные нарушения:
10.10.4 Сроков информирования Заказчика о ходе строительства Объекта (пункт 4.3.11 Контракта), обо всех происшествиях на строительной площадке, в том числе авариях или о возникновении угрозы аварии на Объекте (пункт 4.3.14 Контракта), об изменении его членства в саморегулируемой организации и (или) его уровня ответственности по обязательствам (пункт 4.3.15 Контракта), о привлеченных к исполнению Контракта третьих лицах, с которыми им заключен(ы) договор(ы) на выполнение работ в рамках исполнения обязательств по Контракту (пункт 4.3.18 или пункт 4.3.17 Контракта), об уполномоченных им Представителях и об изменениях в их составе (пункт 5.1 Контракта)".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что положения проекта государственного контракта о размере пени за нарушение сроков информирования Заказчика о привлеченных к исполнению государственного контракта третьих лицах не соответствуют части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку пеня указана в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от цены Контракта (но не более цены Контракта) вместо одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком.
Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают части 5, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствий с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно пункту 2(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) к участника закупки на право заключения контракта по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются требования о наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.
Соответствие указанному требованию подтверждается наличием в составе заявки на участие в Аукционе следующих документов:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 36 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе вышеуказанных документов.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.04.2019 N 0888500000219000050-1 заявка ООО "С" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки ООО "С" содержатся копии государственного контракта на выполнение работ по строительству мостового перехода N 1/СТР-15 от 13.03.2015, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-87-502000-6-2017 от 23.11.2017, акт рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненного строительством объекта, в соответствий с которым рабочей комиссией принято решение считать законченный строительством объект "Строительство автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Илирнейвеем на 538 км" готовым для пропуска транзитного транспорта и последующей приемки приемочной комиссией.
При этом, в соответствие с пунктом 5.1 указанного государственного контракта окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии, вместе с тем, Комиссией наличие Акта приемочной комиссии в заявке участника закупки, направленной Оператором электронной площадки, а также полученной посредством специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор", не установлено.
Кроме того, в составе заявки ООО "С" на участие в Аукциона представлены копии государственного контракта на выполнение работ по строительству автомобильной дороги 2/СТР-14, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU-87-502000-5-2017 от 23.11.2017, акта рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненного строительством объекта, в соответствий с которым рабочей комиссией принято решение считать законченный строительством объект "Строительство автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 540-м 575" готовым для пропуска транзитного транспорта и последующей приемки приемочной комиссией.
В соответствии с пунктом 5.1 государственного указанного контракта окончание работ по объекту подтверждается подписанием Акта приемочной комиссии, вместе с тем, Комиссией наличие Акта приемочной комиссии в заявке участника закупки, направленной Уполномоченным органом в составе письменных возражений, не установлено.
Вместе с тем, Уполномоченным органом в составе письменных возражений представлено графическое изображение содержания документов заявки участника ООО "С", согласно которому участником закупки представлен Акт приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию выполненного строительством объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Км 540-м 575" от 03.11.2017 (файл "Акт приемочной комиссии км 540-575_03.11.2017.pdf").
Вместе с тем, указанный Акт не содержится в заявке участника закупки, направленной в адрес ФАС России Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки и полученной специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор".
В связи с изложенным Комиссией направлен запрос от 07.05.2019 N ГЗИ/2262 в адрес Оператора электронной площадки о необходимости подтверждения подлинности документов, содержащихся в заявке, направленных в адрес ФАС России или в адрес Уполномоченного органа.
Согласно ответу Оператора электронной площадки от 08.05.2019 N б/н файл "Акт приемочной комиссии км 540-575_03.11.2017.pdf" в составе заявки ООО "С" отсутствует.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о наличии в заявке участника ООО "С" файла "Акт приемочной комиссии км 540-575_03.11.2017.pdf".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии принявшей неправомерное решение о соответствии участника закупки ООО "С" требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, учитывая, что участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе не представлены документы согласно положениям Постановления N 99, не соответствуют части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "М" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 08.05.2019 по делу N 19/44/105/1192 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.