ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2019 г. по делу N 19/44/105/1087
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Ф" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ "Ф" (далее - Аукционная комиссия) АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1480+000 - км 1494+000, Республика Башкортостан" (номер извещения 0301100012719000030) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция);
2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к форме банковской гарантии, подлежащей предоставлению участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к ряду характеристик товаров;
4. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара ГОСТам;
5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Канат тип 1";
6. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 16.04.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 061 405 609 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.05.2019;
5) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1080409242V620100414.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 6 документации об Аукционе в редакции от 16.04.2019 установлена Инструкция, содержащая, в том числе следующую информацию: "При предоставлении сведений о значениях показателей товаров, установленных в Приложении N 5 к Техническому заданию, участником необходимо руководствоваться положениями настоящей инструкции".
Вместе с тем, требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, установлены в Приложении N 5 к документации об Аукционе.
Кроме того, Инструкция содержит следующее положение: "В случае указания на то, что товар должен соответствовать нормативно-техническим документам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и нормативно-техническим документам, и заданному диапазону значений характеристик товара согласно технической части документации об аукционе, при этом сам показатель соответствия нормативно-технической документации является лишь условием, но не показателем и может не указываться в составе заявки, за исключением случаев, когда установлено требование о соответствии товара нормативно-техническим документам которые не будут распространяться на предлагаемый товар в соответствии с выбранными значениями показателей, в таком случае товар должен соответствовать тому нормативно-техническому документу, который распространяется на товар, в соответствии с конкретными значениями показателей товара, выбранными участником, при этом участник обязан указать какому именно нормативно-техническому документу соответствует предлагаемый им товар, так же исключением является требование о соответствии какого-либо материала в составе товара, в таком случае требование является показателем и в обязательном порядке указывается в составе заявки".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, в 19.04.2019 в документацию об Аукционе внесены изменения, в том числе в Приложение N 6 документации об Аукционе, а также то, что указанные в составе жалобы Заявителя положения Инструкции в редакции от 19.04.2019 отсутствуют.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком указанное нарушение устранено самостоятельно путем внесения изменений в документацию.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к банковской гарантии, подлежащей предоставлению участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Приложением N 3 документации об Аукционе установлены требования к форме банковской гарантии, в том числе о предоставлении информации о генеральной лицензии ЦБ РФ, которой обладает учреждение, выдавшее банковскую гарантию.
При этом на заседании Комиссии установлено, что указанная в Приложении N 3 документации об Аукционе форма банковской гарантии является рекомендуемой, в связи с чем предоставление информации о генеральной лицензии ЦБ РФ, которой обладает учреждение, выдавшее банковскую гарантию не является обязательным.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к ряду характеристик товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Техническим заданием документации об Аукционе в редакции от 16.04.2019 к товару N 26 "Щебень тип 3" установлены, в том числе следующие требования: соответствие ГОСТ 3344-83, ГОСТ 8267-93; "Группа щебня: 1 или 2 или 3 или кубовидная или улучшенная".
При этом, показатель группа щебня регламентируется ГОСТ 8267-93, а требование "кубовидная или улучшенная", относится к показателю "Группа щебня по форме зерен" и регламентируется ГОСТ 3344-83.
Аналогичные требования установлены в отношении товаров по позициям: N 24 "Щебень тип 1", N 25 "Щебень тип 2".
Кроме того, Техническим заданием документации об Аукционе в редакции от 16.04.2019 к товару N 40 "Щебень Тип 4", установлены, в том числе следующие требования: "Группа щебня: 3 или 4". Соответствие ГОСТ 8267-93, ГОСТ 5578-94".
При этом, согласно ГОСТ 8267-93, "группа щебня" может быть "1, 2, 3, 4, 5", а в соответствии с ГОСТ 5578-94 показатель "Группа щебня по форме зерен" может быть "1, 2, 3".
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе в редакции от 16.04.2019 к товару N 41 "Неорганический зернистый сыпучий материал", установлены, в том числе следующие требования "марка материала: по дробимости выше 600, по истираемости выше И3, соответствие ГОСТ 8267-93".
Согласно Инструкции, участникам закупки в случае указания характеристик товаров через знак "," необходимо представить одно конкретное значение показателя.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8267-93 указанные требования к степени истираемости и дробимости материала являются двумя отдельными показателями.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участникам закупки не представляется возможным указать в составе заявки на участие в закупке значения показателей, одновременно удовлетворяющих требованиям ГОСТ и документации об Аукционе.
При этом, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, в 19.04.2019 в документацию об Аукционе внесены изменения, в том числе в техническое задание документации об Аукционе, а также то, что указанные в составе жалобы Заявителя положения технического задания документации об Аукционе в редакции от 19.04.2019 отсутствуют.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком указанное нарушение устранено самостоятельно путем внесения изменений в документацию.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара ГОСТам, а именно:
В приложении N 1 к Техническому заданию содержится информация о перечне нормативно-технической документации, обязательной при выполнении строительно-монтажных работ.
При этом, в приложении N 5 к документации об Аукционе "Требования к товарам, необходимым для производства работ" также содержатся ссылки на ГОСТ в связи с чем, согласно доводу Заявителя, участникам не представляется возможным определить, какой перечень ГОСТ необходимо использовать при подготовки заполнении заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что сведения о качестве, технических характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара, используемого в рамках исполнения государственного контракта установлены в приложении N 5 документации об Аукционе, при этом в отношении каждого товара установлено требование о соответствии конкретному ГОСТ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанные требования, не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Канат тип 1" (канат пеньковый)".
Техническим заданием документации об Аукционе в редакции от 16.04.2019 к товару "Канат тип 1" установлены, в том числе следующие требования: "в виде переплетенных попарно прядей с направлением кручения Z и прядей с направлением кручения S или в виде свитых в направлении Z прядей, скрученных вместе с направлением кручения S или в виде свитых канатов с направлением кручения S. Канат: без отделки или с отделкой. Диаметр каната: менее 50 и более 37 мм. Канат: шестипрядный или восьмипрядный. Вид отделки каната: термофиксированный или пропитанный. Канат изготовлен: из волокна пенькового трепаного длинного или из волокна сизалевого длинного или из волокна пенькового чесаного длинного или из нитей полиамидных технических. Канат должен быть: пропитан смазкой Е-1 и сосновой смолой. Группа каната: А или Б. Пряди каната: должны состоять из каболок одинаковой линейной плотности. Связанные узлом пряди в канате: должны отсутствовать. Канат: не должен иметь бурых пятен. Соответствие НТД должно быть: ГОСТ 30055-93, ГОСТ 15037-69.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе в редакции от 19.04.2019 установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ в ходе исполнения государственного контракта: "Смесь тип 4 - наибольший размер зерен минеральной части смеси: > 10 и не более 40 мм. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 40 мм: <= 100 и не менее 90% по массе. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 20 мм: <= 100 и более 55% по массе. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен <= 15 мм: более 35 и <= 100% по массе. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен <= 10 мм: не более 88 и более 22% по массе. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 5 мм: > 15 и не более 60% по массе. Зерновой состав минеральной части смеси с размером зерен не более 2,5 мм: не более 60 и >= 10% по массе. "Мастика" - Минимальное относительное удлинение мастики при температуре 20°С: не менее 20%. Температура хрупкости мастики по Фраасу: не выше -50°С. Содержание бутилкаучука в составе мастики: не менее 5% по массе. Содержание пластификаторов в составе мастики: <= 10% по массе. Содержание талька в составе мастики: не менее 8% по массе. Содержание битума в составе мастики: не менее 72% по массе. Температура вспышки мастики: не ниже 310°С. Температура воспламенения мастики: не ниже 306°С. Максимальное водопоглощение мастики за 24 часа: не менее 0,7%. Минимальная растяжимость мастики при 25°С: не более 7 см".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участи в закупке, а также ненадлежащих требований к характеристикам товаров, используемых в рамках исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.04.2019 по делу N 19/44/105/1087 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.