Решение ФАС РФ от 17.04.2019 N 223ФЗ-431/19

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 17.04.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2019 г. N 223ФЗ-431/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "УСК "СИБИРЯК" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

рассмотрев жалобу ООО "УСК "Сибиряк" от 12.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Р" при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по строительству линий связи для реализации программы "Цифровая экономика" для нужд Красноярского филиала (Красноярский край) ПАО "Р" (извещение N 31907647059), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "УСК "Сибиряк" (далее - Заявитель) от 12.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по строительству линий связи для реализации программы "Цифровая экономика" для нужд Красноярского филиала (Красноярский край) ПАО "Р" (извещение N 31907647059) (далее - Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ПАО "Р" от 15.02.2016 (Протокол от 15.02 2016 г. N 19) (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Запроса котировок, документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.03.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 2 188 187 632, 94 рубля;

3. Дата окончания подачи заявок - 01.04.2019;

4. Дата рассмотрения заявок - 29.04.2019;

5. Дата подведения итогов - 29.04.2019;

6. На участие в Запросе котировок подано 17 заявок, из них 15 заявок признаны соответствующими требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 1.3.2 Положения о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 05.04.2019 N 96 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок, на основании несоответствия заявки Заявителя требованиям пункта 18 Информационной карты Документации, а именно: не подтверждено наличие опыта в размере не менее 30% от отношения суммарной протяженности линий связи планируемых к прокладке в грунт лота к максимальному количеству победителей, указанных в закупочной документации, указанной в пункте 6 Раздела IV Извещения, за последние 3 (три) года, предшествующие дате размещения Извещения.

Пунктом 18 Информационной карты Документации установлено, что Участник должен обладать опытом исполнения договоров по строительству линий связи в грунт (включая обеспечение работ материалами и оборудованием), за последние 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении Запроса котировок. При этом совокупная протяженность построенных участником линий связи в грунте должна составлять не менее 30% от отношения суммарной протяженности линий связи планируемых к прокладке в грунт (пункт 6 Технического задания) лота к максимальному количеству победителей указанных в закупочной документации, указанной в пункте 6 Раздела IV Извещения и составляет 331,8 км.

В подтверждение соответствия указанному требованию участник закупки должен представить в составе заявки на участие в закупке справку претендента (по форме N 6 Раздела III Извещения), подтверждающей наличие опыта исполнения договоров по строительству линий связи в грунт (включая обеспечение работ материалами), предмет которых аналогичен предмету Запроса котировок за последние 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения. При этом совокупная протяженность построенных участником линий связи в грунте должна составлять не менее 30% от отношения суммарной протяженности линий связи планируемых к прокладке в грунт (пункт 6 Технического задания) лота к максимальному количеству победителей указанных в закупочной документации, указанной в пункте 6 Раздела IV Извещения и составляет 331,8 км, с приложением подтверждающих документов в четкой последовательности: копий договоров/дополнительных соглашений к договорам/ заказов, позволяющих однозначно идентифицировать соответствие имеющегося у претендента опыта требованиям, копий актов сдачи приемки/ актов выполненных работ (КС-2), копий справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (или иных документов) и актов приемки, подтверждающих исполнение договора. Копии актов сдачи приемки/ акты выполненных работ /иные документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору, должны быть последовательно приложены к каждой копии представленного договора.

Вместе с тем, требование о подтверждении наличия опыта работ по предмету закупки является избыточным, поскольку отсутствие или недостаточность опыта оказания работ по предмету Запроса котировок не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации и отклонившего заявку Заявителя, ввиду несоответствия данному требованию, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем Комиссия ФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "УСК "Сибиряк" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 12.04.2019 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР по строительству линий связи для реализации программы "Цифровая экономика" для нужд Красноярского филиала (Красноярский край) ПАО "Р" (извещение N 31907647059) обоснованной.

2. Признать в действиях ПАО "Р" нарушения части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ПАО "Р" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 17.04.2019 N 223ФЗ-431/19.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.04.2019 N 223ФЗ-431/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.