Решение ФАС РФ от 05.03.2020 N 223ФЗ-169/20

"О признании жалобы обоснованной: действия нарушают ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 05.03.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2020 г. N 223ФЗ-169/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Ф" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Трутневой В.Ю., членов Комиссии:

начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Селезнева А.А.,

заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Корневой Е.Д.,

ведущего консультанта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Дубовкиной Е.С., (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО "Р": Д. (доверенность от 24.06.2019 N 365ДП), ООО "Ф": А. (доверенность от 20.01.2020 N 10/20), Ш. (доверенность от 04.03.2020 N 14/20),

рассмотрев жалобу ООО "Ф" от 03.03.2020 N 143 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "Р" в 2020-2022 годах (извещение N 31908724154), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Ф" (далее - Заявитель) от 03.03.2020 N 143 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "Р" в 2020 - 2022 годах (извещение N 31908724154) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Р", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Р" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 26.12.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 152 689 969, 73 рублей; по лоту N 2 - 277 892 395, 94 рублей, по лоту N 3 - 223 489 272, 89 рубля;

3. Дата окончания подачи заявок - 20.01.2020;

4. На участие в Конкурсе подано: по Лоту N 1 - 9 заявок, по Лоту N 2 - 7 заявок, по Лоту N 3 - 6 заявок;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок - 27.01.2020;

6. Признаны соответствующими по первым частей все поданные заявки;

7. Дата проведения Конкурса - 04.02.2020;

8. Дата рассмотрения вторых частей заявок - 04.02.2020;

9. Допущено по вторым частям: по Лоту N 1 - 4 заявки, по Лоту N 2 - 3 заявки, по Лоту N 3 - 2 заявки;

10. Дата подведения итогов Конкурса - 04.02.2020.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 33 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 26.02.2020 б/н Заявителю (участник N 1) отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 3.11.4 Документации в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 Приложения N 1.4 к Документации Заказчиком осуществляется оценка заявок участников Конкурса по критерию "Опыт участника". При этом в соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 1.4 к Документации установлено, что для подтверждения наличия опыта участникам Конкурса в составе заявки необходимо представить, в том числе, документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении N 1.3 к Документации (далее - Форма N 1.3) о наличии требуемого опыта.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в подтверждение наличия опыта по фактически выполненным работам по предмету Конкурса представлен договор от 26.06.2017 N 46-Р/17 (далее - Договор), исполнение которого не подтверждено.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил копию Договора и сообщил, что Договор исполнен, что подтверждают акты выполненных работ, которые также были представлены в составе заявки.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих, что Договор не исполнен.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заявителем в составе заявки представлена заполненная Форма N 1.3, согласно которой Заявитель декларирует наличие жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору от 28.08.2017 N ФПК-17-228 (далее - Договор N 2), заключенному между АО "ФП" и ООО "С" (переименовано в ООО "Ф"). При этом согласно имеющимся у Заказчика сведениям, АО "ФП" не имеет претензий направленных в адрес Заявителя.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил копию письма уральского филиала АО "ФП" от 30.10.2017 N 11866/ФПКФУр, согласно которому обязанности по Договору N 2 исполнены ненадлежащим образом.

Учитывая изложенное, а также учитывая отсутствие иных доказательств предоставления Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе недостоверных сведений, Комиссия ФАС России приходит к выводу о неправомерности принятого Заказчиком решения об отклонении заявки Заявителя ввиду представления Заявителем недостоверных сведений в отношении опыта оказания услуг по предмету Конкурса по порядку оценки заявок.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Ф" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 03.03.2020 N 143 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 1005/ОКЭ-ЦДМВ/19 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту систем и установок пожарной автоматики на объектах защиты Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО "Р" в 2020 - 2022 годах (извещение N 31908724154) обоснованной.

2. Признать ОАО "Р" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "Р", ООО "РТ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.03.2020 N 223ФЗ-169/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.03.2020 N 223ФЗ-169/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
В.Ю. ТРУТНЕВА

Члены Комиссии
ФАС России
А.А. СЕЛЕЗНЕВ
Е.Д. КОРНЕВА
Е.С. ДУБОВКИНА