ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 мая 1997 г. N 70
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области защиты информации (утверждено решением Гостехкомиссии России и ФАПСИ от 27 апреля 1994 г. N 10), а также руководствуясь совместными решениями Гостехкомиссии России и Минсвязи России от 2 августа 1996 г. N 38, ФАПСИ и Минсвязи России от 30 октября 1996 г. об аккредитации Ассоциации документальной электросвязи в качестве отраслевого лицензионного центра в области защиты информации и отраслевого аттестационного центра в области криптографической защиты информации, в целях упорядочения системы лицензирования и усиления координирующей роли Госкомсвязи России, приказываю:
1. Ввести в действие Положение о лицензионном центре по защите информации в отрасли связи (прилагается), являющемся структурным подразделением общественного объединения "Ассоциация документальной электросвязи" (АДЭ) (юридический адрес: 103375, г. Москва, ул. Тверская, 7).
2. УБ (Оранжереев):
Оказывать необходимую организационную и методологическую помощь "Ассоциации документальной электросвязи" в работе отраслевого лицензионного центра в области защиты информации.
3. Руководителям организаций:
3.1. При решении вопросов получения лицензий, связанных с осуществлением мероприятий по защите информации, использовать возможности отраслевого лицензионного центра (контактные телефоны: 229-2732, 201-6110).
3.2. Учесть, что основные принципы и организационную структуру системы государственного лицензирования устанавливает Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации (Приказ Минсвязи России от 23.08.94 N 214).
Председатель Комитета
А.Е.КРУПНОВ
Приложение
к Приказу Госкомсвязи России
от 21 мая 1997 г. N 70
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИОННОМ ЦЕНТРЕ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ ОТРАСЛИ СВЯЗИ
1. Организационная структура системы лицензирования в отрасли связи
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации, утвержденного решением Гостехкомиссии России и ФАПСИ от 27 апреля 1994 г. N 10, и устанавливает цели и задачи, порядок формирования и организацию работы лицензионного центра по защите информации, его основные функции, права и обязанности, определяет место лицензионного центра в государственной системе защиты информации.
1.2. Лицензионный центр отрасли связи создан совместными решениями:
председателя Гостехкомиссии России и министра связи Российской Федерации N 38 от 02.08.96,
генерального директора ФАПСИ и министра связи Российской Федерации от 30.10.96.
1.3. Лицензионный центр отрасли связи аккредитуется в качестве отраслевого лицензионного центра Гостехкомиссией России и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
1.4. Лицензионный центр является структурным подразделением Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) (юридический адрес: 103375, г. Москва, ул. Тверская, 7, телефоны 229-27-32, 201-61-10) и создан для непосредственной организации лицензионной работы, проведения экспертизы предприятий - заявителей (далее - заявителей) на право выполнения ими работ по оказанию услуг в области защиты информации и контроля за качеством реализации этих услуг в соответствии с установленными требованиями по защите информации.
1.5. Лицензионный центр отрасли связи (далее - лицензионный центр) осуществляет следующие функции:
- формирует экспертные комиссии и представляет их состав на согласование с руководителями соответствующих государственных органов по лицензированию;
- планирует и проводит работы по экспертизе заявителей;
- контролирует полноту и качество выполненных лицензиатами работ;
- систематизирует отчеты лицензиатов и ежегодно представляет сводный отчет в соответствующие государственные органы по лицензированию;
- принимает участие в работе соответствующих государственных органов по лицензированию при рассмотрении спорных вопросов, возникающих в процессе экспертизы предприятия - заявителя, и фактов некачественной работы лицензиатов.
1.6. Для всестороннего обследования предприятий - заявителей с целью оценки их возможностей проводить работы по защите информации в избранном направлении при лицензионном центре создана экспертная комиссия. Она сформирована из числа компетентных в соответствующей области защиты информации специалистов. Для работы в экспертной комиссии могут приглашаться специалисты отраслей промышленности, органов государственного управления, других организаций и учреждений.
2. Порядок проведения лицензирования и контроля за деятельностью лицензиатов
Порядок проведения лицензирования предприятий - заявителей в области защиты информации включает следующие действия:
- проведение экспертизы заявителя;
- подачу, рассмотрение заявления на лицензирование, оформление и выдачу лицензий.
2.1. Экспертиза предприятия - заявителя осуществляется экспертной комиссией лицензионного центра на основании заявки предприятия, содержащей лицензируемые виды деятельности и перечни необходимых для их обеспечения производственного и испытательного оборудования, нормативной и методической документации, имеющейся на предприятии.
Результатом работы комиссии является экспертное заключение, в котором дается оценка возможности заявителя осуществлять работы в избранном виде деятельности по защите информации. Заключение утверждается руководителем лицензионного центра и действует в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Экспертиза проводится на основе договора между АДЭ и предприятием - заявителем. Оплата работы членов экспертной комиссии проводится АДЭ.
2.2. Заявление на получение лицензии подается в АДЭ и принимается к рассмотрению только при наличии всех перечисленных в п. 1.7 Положения о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации документов.
2.3. Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при экспертизе предприятия - заявителя, может проводиться дополнительная независимая экспертиза. Состав экспертной комиссии формируется государственным органом по лицензированию по согласованию с предприятием - заявителем. Заключение экспертной комиссии является определяющим для принятия соответствующего решения в связи с заявлением о выдаче лицензии.
Время, затраченное на экспертизу, в срок, установленный для выдачи лицензии, не включается.
Финансирование издержек за проведение дополнительной независимой экспертизы несет сторона, признанная виновной в конфликте.
2.4. Лицензионный центр приостанавливает или прекращает действие лицензии досрочно в случаях:
- по заявлению владельца лицензии;
- ликвидации юридического лица или прекращения действия документа об индивидуальной трудовой деятельности;
- несоблюдения владельцем лицензии условий по поддержанию нормативной базы и технической оснащенности на уровне требований по обеспечению безопасности информации;
- несообщения в установленные сроки органу, выдавшему лицензию, информации, предусмотренной настоящим Положением.
О приостановлении или прекращении действия лицензии ее владелец информируется в письменном виде лицензионным центром не позднее пяти дней со дня принятия решения. В десятидневный срок после получения уведомления владелец лицензии обязан сдать ее в лицензионный центр.
2.7. Учет лицензиатов ведется государственными органами по лицензированию на основании сведений, поступающих от лицензионного центра отрасли связи.
2.8. Контроль и надзор за полнотой и качеством проводимых лицензиатами работ в области защиты информации осуществляется:
- Гостехкомиссией России, ФАПСИ и лицензионным центром отрасли связи в пределах их компетенции в ходе плановых проверок состояния защиты информации на предприятиях - потребителях, воспользовавшихся услугами лицензиатов:
- при контроле государственными органами по лицензированию и лицензионным центром отрасли связи качества выполненных лицензиатами работ по рекламациям предприятий - потребителей.
3. Требования к организации, проведению и оформлению материалов экспертизы
3.1. К организации лицензионной работы предъявляются следующие требования:
1. Лицензионный центр в месячный срок обязан рассмотреть по существу заявку предприятия, претендующего на получение лицензии и направить заявителю уведомление о сроках проведения обследования и экспертизы, предполагаемых затратах на выполнение работ и проект договора на проведение экспертизы заявителя.
2. Продолжительность обследования заявителя зависит от количества видов деятельности, по которым заявитель намеревается получить лицензию, и определяется договором.
3. По результатам обследования заявителя лицензионный центр в месячный срок обязан организовать проведение экспертизы материалов обследования на экспертной комиссии и подготовить представление в государственный орган по лицензированию или заключение о нецелесообразности выдачи лицензии.
4. В необходимых случаях, определяемых руководителем лицензионного центра и экспертной комиссией, для проведения обследования используются средства тестирования для оценки результатов практической деятельности заявителя по конкретному направлению работ.
3.2. Требования к оформлению результатов обследования заявителя:
1. По результатам обследования заявителя экспертной комиссией или ее рабочей группой оформляются материалы, отражающие:
- кадровый состав и уровень квалификации специалистов;
- наличие и полноту нормативно - технической и методической базы;
- наличие и качество измерительной базы;
- наличие и качество производственных помещений;
- уровень технологической оснащенности, готовности стендов, испытательных камер.
2. В материалах обследования должна быть итоговая запись, отражающая готовность (неготовность) заявителя к проведению работ по конкретному виду (видам) деятельности, рекомендации по доведению уровня работы заявителя до требуемого и рекомендации о возможности (невозможности) предоставления лицензии.
В случае неготовности заявителя к получению лицензии экспертная комиссия (рабочая группа) мотивирует свой отказ конкретными техническими и организационными причинами.
Конкретные формы и содержание материалов определяются направленностью работ заявителя.
3. Материалы обследования доводятся до сведения руководства заявителя.
3.3. Материалы обследования рассматриваются на заседании экспертной комиссии, по результатам которого принимается заключение, подписываемое экспертами и утверждаемое председателем экспертной комиссии и руководителем лицензионного центра.
В заключении дается оценка возможности заявителя оказывать услуги в избранном виде деятельности по защите информации.
3.4. По результатам обсуждения на заседании экспертной комиссии материалов обследования и заключения лицензионным центром готовится представление в государственный орган по лицензированию на выдачу лицензии, о чем уведомляется заявитель.
4. Хозяйственный механизм взаимодействия сторон в государственной системе лицензирования
4.1. Лицензионная работа по организации и осуществлению обследования заявителя, оформлению и экспертизе материалов обследования, а также представлению заключения в государственный орган по лицензированию является хозрасчетным видом деятельности и в этой части включает в себя:
- заключение хозяйственных договоров с заявителями на организацию и проведение работ по обследованию;
- заключение трудовых договоров (контрактов) с постоянными членами экспертной комиссии на проведение работ в составе этих комиссий;
- заключение договоров с привлекаемыми членами рабочих групп экспертной комиссии по оказанию услуг по аттестации и обследованию;
- заключение договоров с потребителями услуг лицензированных предприятий на проведение экспертизы качества работ в случае предъявления первыми рекламаций.
4.2. Заключение договоров с членами экспертной комиссии и ее рабочих групп осуществляется лицензионным центром по согласованию с руководством предприятий по месту их основной работы.
4.3. При заключении договора лицензионного центра с заявителем в договорную цену услуг по обследованию заявителя и экспертизе материалов обследования включаются затраты, обусловленные характером проводимых работ и предусмотренные законодательством.
4.4. Оплата работы членов экспертной комиссии, ее рабочих групп и штатных сотрудников лицензионного центра производится по фактическим затратам за счет финансовых средств от договоров с заявителями.
4.5. В случае предъявления потребителем рекламации на качество выполнения работ, проведенных лицензированным предприятием, лицензионный центр организует по договору силами экспертной комиссии проверку правомочности претензий за счет потребителя. В случае обоснованности претензий и выявления серьезных недостатков в оказании услуг лицензированным предприятием, влияющих на эффективность защиты информации, расходы, отнесенные на проверку, оплачиваются пользователю предприятием, допустившим брак в своей работе.
Кроме того, лицензированное предприятие обязано в этом случае бесплатно устранить выявленные недостатки.
4.6. В случае несогласия лицензированного предприятия выполнить указанные требования или несогласия с предъявленными финансовыми претензиями потребитель имеет право обратиться в государственный орган по лицензированию.
5. Права, обязанности и ответственность лицензионного центра
5.1. Лицензионный центр имеет право:
- на приоритетное проведение лицензионной работы на предприятиях отрасли связи;
- привлекать для проведения лицензионной работы на хозрасчетной основе специалистов - экспертов;
- отказывать в экспертизе заявителям, указывая при этом мотивы отказа и альтернативные варианты лицензирования;
- направлять своих представителей, в том числе членов экспертной комиссии и рабочих групп, на заседания государственного органа по лицензированию при рассмотрении им представления отраслевого лицензионного центра;
- ходатайствовать перед государственным органом по лицензированию о предоставлении лицензии заявителю и лишении лицензии предприятия, допустившего нарушения при оказании услуг в области защиты информации;
- принимать участие в осуществлении надзора за деятельностью лицензированных предприятий, проводимого государственным органом по лицензированию;
- участвовать в рассмотрении в государственном органе по лицензированию рекламаций потребителей на деятельность лицензированных предприятий;
- ходатайствовать перед государственном органом по лицензированию о получении им лицензии на виды деятельности, находящиеся в его компетенции.
5.2. Лицензионный центр обязан:
- в установленные договором с заявителем сроки организовать и провести обследование, экспертизу представленных материалов и дать мотивированное заключение о возможности (невозможности) предоставления заявителю лицензии;
- в приоритетном порядке провести экспертизу заявителя отрасли связи;
- принимать к рассмотрению рекламации потребителей на некачественную деятельность предприятий, получивших лицензию по представлению данного лицензионного центра;
- представлять в государственный орган по лицензированию информацию о деятельности центра, о результатах экспертизы заявителей, рассмотрения рекламаций потребителей.
5.3. Лицензионный центр несет ответственность:
- за формирование и квалификацию экспертной комиссии и ее рабочих групп;
- за полноту и качество экспертизы заявителя, проведенной экспертной комиссией и рабочей группой центра;
- за соблюдение установленных сроков обследования заявителя и экспертизы материалов обследования;
- за обеспечение сохранности государственных и коммерческих секретов заявителя;
- за качество выполнения работ предприятиями, получившими лицензию по представлению лицензионного центра.
Действия лицензионного центра могут быть обжалованы в претензионном или судебном порядке.
6. Информация о деятельности лицензионного центра и система отчетности перед государственным органом по лицензированию
6.1. Лицензионный центр подотчетен государственному органу по лицензированию и Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации и представляет им информацию (аналитические обзоры, годовые отчеты) о проведенной им работе.
6.2. Через печатные органы отрасли связи лицензионный центр периодически информирует о своей работе.