Решение ФАС РФ от 19.03.2020 по делу N 20/44/105/461

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 19.03.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2020 г. по делу N 20/44/105/461

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" городского округа "город Калининград" (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы по ул. Рассветной в г. Калининграде" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0135200000520000148) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок выполнения строительно - монтажных работ;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно сокращен срок выполнения работ;

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме;

4. Заказчиком Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки трудовых и технических ресурсов.

5. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования, технологически не связанного с объектом закупки;

6. В проекте муниципального контракта документации об Аукционе неправомерно установлены положения, противоречащие Закону о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.02.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 599 950 рублей;

4) КБК - 1640702100F150210414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2020;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

7) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен срок выполнения строительно - монтажных работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 3.3. проекта муниципального контракта документации об Аукционе "Срок выполнения работ (подготовительные и строительно-монтажные работы): в течение 615 (шестьсот пятнадцати) календарных дней со дня заключения контракта, но не позднее 19 ноября 2021 года".

При этом, согласно графику выполнения строительных работ (Приложение N 2 к контракту) часть работ также выполняется в течение 615 календарных дней с даты заключения муниципального контракта.

Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, в связи с тем, что в документацию об Аукционе 18.02.2020, 21.02.2020 и 28.02.2020 вносились изменения, дата окончания подачи заявок установлена на 17.03.2020, а дата заключения контракта возможна не ранее 28 марта 2020. Таким образом, 615 календарных дней от дня заключения контракта выпадает на 3 декабря 2021, в связи с чем требование о выполнении строительных работ в срок до 19 ноября 2021 года является неисполнимым.

При этом представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших срок исполнения строительно - монтажных работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно сокращен срок выполнения работ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Так, согласно доводу Заявителя, в соответствии с проектно-сметной документацией нормативный срок производства работ, составляет 34 месяца (Раздел 19 ПОС: стр. 28 тома 6 "1/0746-2016 - ПОС").

При этом, согласно положениям проекта муниципального контракта документации об Аукционе, срок выполнения отдельных видов работ составляет 615 календарных дней (20 месяцев и 5 дней).

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление в документации об Аукционе вышеуказанных сроков выполнения работ обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов сведений, свидетельствующих об обратном.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС проектная документация размещена не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно доводу Заявителя, проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, а именно в томе 4.7. "1/0746-2016 - КР-6" отсутствует лист 40 "Ведомости рабочих чертежей марки КР", а в томе 5.1.2. Часть 1 "1/0746-2016 - ИОС1.ЭМ" отсутствуют листы 37-38 "Ведомости чертежей основного комплекта ЭМ".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили письмо от ООО Проектный институт "СБ" (автора проектной документации, размещенной в ЕИС), согласно которому при разработке проектной документации произошла техническая ошибка и в оглавлении тома 4.7. "1/0746-2016 - КР-6" ошибочно указан лист 40 "Ведомости рабочих чертежей марки КР", при этом необходимость разработки указанного раздела отсутствует, поскольку вся информация в отношении сечений и разрезов по кровле отражена в разделе 1/0746-2016-КР-6, размещенном в составе проектной документации.

Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа листы 37, 38 тома 5.1.2. Часть 1 "1/0746-2016 - ИОС1.ЭМ" исключены из состава проектной документации, что также отражено в оглавлении указанного тома.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии у участника закупки трудовых и технических ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);.

Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по строительству общеобразовательной школы.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

На заседании Комиссии установлено, что пункт 34 информационной карты документации об Аукционе содержит аналогичные пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 требования к участникам закупки.

При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление в документации об Аукционе вышеуказанных положений не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка оборудования, технологически не связанного с объектом закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что объединение в один лот строительно-монтажных работ и поставка оборудования обусловлено потребностью Заказчика, а также, что вышеуказанные работы по строительству объекта капитального строительства и поставка оборудования, функционально и технологически связаны между собой.

Кроме того, Заказчик в письменных возражениях пояснили, что проектно-сметной документацией предусмотрены только монтаж и поставка оборудования неразрывно связанного с производством работ, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, размещенному в составе документации об Аукционе немонтируемое оборудование из смет 02-01-39 и 02-01-40 не является предметом настоящей закупки и будет закупаться отдельно.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно доводу Заявителя, в проекте муниципального контракта документации об Аукционе неправомерно установлены положения, противоречащие Закону о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 110.2 Закона о контрактной системе заказчик в течение десяти рабочих дней с даты приемки объекта капитального строительства и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключения федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанных заключений. Заказчик в течение десяти рабочих дней с даты получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 5.1.33. проекта муниципального контракта документации об Аукционе "Результатом выполненной работы по контракту, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов".

В соответствии с пунктом 3.4. муниципального контракта документации об Аукционе "Ввод объекта в эксплуатацию: в течение 30 (тридцати) календарных дней после завершения строительно-монтажных работ по объекту, но не позднее 30 декабря 2021 года".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что направление документов в Государственную инспекцию выполняет Заказчик на основании представленных подрядчиком документов, что также подтверждается пунктом 5.1.29. муниципального контракта документации об Аукционе, согласно которому подрядчик обязуется Письменно уведомить Муниципального заказчика о завершении строительно-монтажных работ, обеспечить передачу Муниципальному заказчику сопроводительным письмом подписанного Генеральным подрядчиком акта - приемки законченного строительства объекта капитального строительства и необходимые документы для подписания указанного акта и получения заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление вышеуказанных положений обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащим образом срока выполнения строительно - монтажных работ.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 19.03.2020 по делу N 20/44/105/461 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.