ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2020 г. по делу N 1-11-36/00-22-18
Резолютивная часть решения оглашена "10" марта 2020 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" марта 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-11-36/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: <.....>
членов Комиссии: <.....>
рассмотрев дело N 1-11-36/00-22-18 по признакам нарушения акционерным обществом "РА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 199155, <...>, лит. Е, пом. 24Н., офис 3), акционерным обществом "О" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 157092, Костромская обл., р-н. Сусанинский, с. Северное, мкрн. Харитоново), обществом с ограниченной ответственностью "ФА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 123060, <...>, эт. 1, пом. I, ком 62), акционерным обществом "РБ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 123154, <...>), обществом с ограниченной ответственностью "СА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 198095, <...> лит. О), обществом с ограниченной ответственностью "ЦА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 190121, <...> д 10-12, лит. А, пом.1-Н),
обществом с ограниченной ответственностью "МА" (ИНН <...>, ОГРН, 1127847316167, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д. 36), обществом с ограниченной ответственностью "Я" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8, стр. 3), закрытым акционерным обществом "КА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 119530, <...>), обществом с ограниченной ответственностью "ИА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 248002, <...>), обществом с ограниченной ответственностью "МБ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 214030, <...>), обществом с ограниченной ответственностью "ФБ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 141402, Московская обл., г. Химки, ул. Ленинградская, д. 29, эт. 2, каб. 98), обществом с ограниченной ответственностью "ФВ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 428003, Чувашская Респ., г. Чебоксары, ул. Федора Гладкова, д. 17а, пом. 6), обществом с ограниченной ответственностью "АА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 420053, Респ. Татарстан., <...>), обществом с ограниченной ответственностью "МВ" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 121471, г. Москва, ул. Рябиновая, д. 43, стр. 1), обществом с ограниченной ответственностью "ВА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 420066, Респ. Татарстан., г. Казань, ул. Красносельская, д. 51А, офис 418), обществом с ограниченной ответственностью "ПА" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 125493, <...>), обществом с ограниченной ответственностью "Л" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 249071, Калужская обл., Малоярославецкий р-н, д. Хрустали), обществом с ограниченной ответственностью "У" (ИНН <...>, ОГРН <...>, 420054, Респ. Татарстан., <...>) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании представителей:
1. <.....> - представителя ООО "Я" по доверенности;
2. <.....> - представителя ЗАО "КА" по доверенности;
3. <.....> - представителя ЗАО "КА" по доверенности;
4. <.....> - представителя АО "РБ" по доверенности;
5. <.....>. - представителя АО "РБ" по доверенности;
6. <.....> - представителя ООО "МВ" по доверенности;
7. <.....> - представителя ООО "ФБ" по доверенности;
8. <.....> - представителя ЗАО "Б" по доверенности;
9. <.....> - представителя ООО "МБ" по доверенности;
10. <.....> - представителя ООО "СБ" по доверенности;
11. <.....> - представителя ООО "МА" по доверенности;
12. <.....> - представителя АО "РБ" по доверенности;
13. <.....> - представителя АО "РБ" по доверенности.
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступили заявления ООО "КБ"1, ООО "ПБ"2, ЗАО "Б"3, содержащие сведения о наличии признаков нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях АО "РВ" (ИНН <...>), АО "О" (ИНН <...>), АО "ФА" (ИНН <...>), АО "РБ" (ИНН <...>), ООО "СБ" (ИНН <...>), ООО "ЦА" (ИНН <...>), ООО "МА" (ИНН <...>), ООО "Я" (ИНН <...>), ЗАО "КА" (ИНН <...>), ООО "ИА" (ИНН <...>), ООО "МБ" (ИНН <...>), ООО "ФБ" (ИНН <...>), ООО "ФВ" (ИНН <...>), ООО "АА" (ИНН <...>), ООО "МВ" (ИНН <...>), ООО "ВА" (ИНН <...>), ООО "ПА" (ИНН <...>), ООО "Л" (ИНН <...>), ООО "У" (ИНН <...>) при проведении открытых электронных аукционов NN 0195100000217000153, 0195100000217000157, 0148200003917001047, 0148200003917001045 (далее - электронные аукционы, ЭА).
В целях всестороннего изучения обстоятельств участия хозяйствующих субъектов в электронных аукционах ФАС России использована информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), а также направлены запросы в адрес электронных торговых площадок (далее - ЭТП, электронная торговая площадка), банков, Министерства здравоохранения РФ, удостоверяющих центров и иных организаций.
По результатам анализа полученной информации установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В целях реализации данного положения принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 в случае закупки лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В тех же целях на момент проведения рассматриваемых аукционов и до 04.11.2018 применялся приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155) (утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 19.09.2018 N 499), согласно пункту 3 которого при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза. В перечень товаров, подпадающих под действие Приказа N 155, входят "средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях". Согласно пункту 7 Приказа N 155, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта. Согласно пункту 8 Приказа N 155, его положения не применяются, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Одновременно согласно части 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
Согласно части 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников и менее чем пять заявок на участие в таком аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем. Рассмотрение данных заявок начинается с заявки на участие в таком аукционе, поданной его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Согласно части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, в протоколе проведения электронного аукциона указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, на основании анализа представленных сведений и информации, полученных по запросам антимонопольного органа, приказом ФАС России от 13.06.2018 N 793/18 возбуждено дело N 1-11-36/00-22-18 по признакам нарушения АО "РВ", АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА" части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции (далее также - дело о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольное дело).
Определениями ФАС России от 31.08.2018 NN 22/69529/18, 22/69530/18, 22/69528/18, 22/69527/18, 22/69526/18, 22/69524/18, 22/69522/18, 22/69519/18, 22/69513/18 к участию в рассмотрении дела N 1-11-36/00-22-18 были привлечены в качестве ответчиков ООО "МБ", ООО "ФБ", ООО "ФВ", ООО "АА", ООО "МВ", ООО "ВА", ООО "ПА", ООО "Л", ООО "У".
Определениями ФАС России от 25.06.2018 N 22/47406/18, от 20.07.2016 N 22/56253/18, от 03.09.2018 N 22/69894/18, от 07.02.2020 N 22/8799/20 у ответчиков запрошены документы и информация, необходимые для всестороннего рассмотрения дела N 1-11-36/00-22-18.
Определением ФАС России от 05.09.2018 принято решение о продлении срока рассмотрения дела N 1-11-36/00-22-18 до 25.03.2019.
Определением ФАС России от 01.10.2018 N 22/78954/18 принято решение о привлечении Компании "Г" в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела N 1-11-36/00-22-18, у Компании "Г" запрошена необходимая информация.
Определением ФАС России от 01.10.2018 N 22/78957/18 принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела N 1-11-36/00-22-18 в качестве заинтересованных лиц ООО "ПБ", ЗАО "Б".
Документы и информация, поступившие в ФАС России в ответ на определения и запросы, приобщены к материалам дела N 1-11-36/00-22-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением ФАС России от 14.11.2018 N 22/92246/18 назначено проведение математической экспертизы рациональности поведения участников торгов по делу N 1-11-36/00-22-18.
Определением ФАС России от 14.11.2018 N 22/92248/18 назначена математическая экспертиза вероятности результатов торгов по делу N 1-11-36/00-22-18.
Определением ФАС России от 14.11.2018 N 22/92252/18 рассмотрение дела N 1-11-36/00-22-18 приостановлено до окончания математической экспертизы вероятности результатов торгов, а также математической экспертизы рациональности поведения участников торгов.
Определением ФАС России от 27.12.2019 N 22/114977/19 рассмотрение дела N 1-11-36/00-22-18 возобновлено в связи с завершением проведения экспертиз.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
При рассмотрении материалов дела N 1-11-36/00-22-18 Комиссией ФАС России оценены обстоятельства и доказательства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела, в целях установления наличия, либо отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.
Фактические обстоятельства и доказательства, установленные Комиссией ФАС России представлены далее.
Обстоятельства, связанные с поставкой лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Теризидон" в 2017 году.
Аукцион N 0195100000217000153 Предмет торгов: поставка лекарственного препарата "Теризидон", капсулы 250 мг.
Заказчик: Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Способ выбора поставщика: электронный аукцион.
Дата проведения аукциона: 27.04.2017.
НМЦ контракта составила: 221 898 015,20 руб.
Поданы заявки: ООО "СБ", ООО "ЦА", ЗАО "КА", ООО "МА", ООО "КБ", ООО "Я", АО "РВ", АО "РБ", ООО "ФА", АО "О", ООО "ИА", ООО "Э", ООО "ПБ".
Таблица 1 Заявки (по хронологии)
ООО "КБ" и ООО "ПБ были предложены к поставке лекарственные препараты российских производителей, все другие участники предложили лекарственные препараты, иностранного происхождения.
Таблица 2 Лекарственные препараты, предлагаемые участниками
Таблица 3 Ценовые предложения (по хронологии)
Торги начались в 9:39, первое ценовое предложение было подано ООО "КБ" (220 778 525,12 руб.), далее с 9:42 ценовые предложения подавались поочередно ООО "Э" и АО "РВ". С 10:31 ценовые предложения поочередно подавались ООО "ФА" и АО "РВ". Последнее ценовое предложение подано АО "РВ" в 11:06 (178 627 902,08 руб.).
После завершения аукциона, в соответствии с частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе, в течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона любой участник электронного аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона".
Начиная с 11:16 (10 минута после завершения закупочной процедуры) в течение 23 секунд 9 участников электронного аукциона АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА" подали ценовые предложения, идентичные ценовому предложению АО "РВ" 178 627 902,08 руб. Победителем электронного аукциона признано ООО "КБ".
АО "РВ", ЗАО "КА", ООО "ИА" поданы жалобы в ФАС России на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона. По результатам рассмотрения жалоб решениями ФАС России от 16.05.2017 NN К-561/17, К-570/17, К-571/17 указанные жалобы признаны обоснованными, на основании выданных предписаний протокол подведения итогов аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 отменен, назначена новая дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
В соответствии с новым протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.06.2017 N 0195100000217000153-3-1 его победителем признано АО "РВ", с которым впоследствии заключен государственный контракт от 28.06.2017 N 0195100000217000153_315749 по цене 178 463 445,80 руб.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложение о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и получили первые десять порядковых номеров.
Таким образом, АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА", подав ценовые предложения, идентичные АО "РВ", в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе обеспечили себе места с 2 по 10 при ранжировании заявок участников электронного аукциона.
Решение и предписание ФАС России от 16.05.2017 N К-561/17 являлись предметом судебного обжалования в рамках дела N А40-96391/2017 по заявлению ООО "КБ". Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2017 по делу N А40-96391/2017, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017, в удовлетворении заявленных ООО "КБ" требований отказано.
Более того, электронный аукцион N 0195100000217000153 завершился с высоким снижением НМЦК (19,5%), что является подтверждением наличия конкурентной борьбы между ее участниками.
Аукцион N 0195100000217000157 Предмет торгов: Поставка лекарственного препарата "Теризидон", капсулы 300 мг.
Заказчик: Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Способ выбора поставщика: электронный аукцион.
Дата проведения аукциона: 27.04.2017.
НМЦ контракта составила: 416 941 459,00 руб.
Поданы заявки: ООО "СБ", ООО "ЦА", ЗАО "КА", ООО "МА", ООО "КБ", ООО "Я", АО "РВ", АО "РБ", ООО "ФА", АО "О", ООО "ИА", ООО "Э", ООО "ЙА", ООО "ПБ".
Таблица 4 Заявки (по хронологии)
ООО "КБ", ООО "ЙБ" и ООО "ПБ" были предложены к поставке лекарственные препараты российских производителей, все другие участники предложили лекарственные препараты, иностранного происхождения.
Таблица 5 Лекарственные препараты, предлагаемые участниками
Таблица 6 Ценовые предложения (по хронологии)
Торги начались в 9:50, первое ценовое предложение было подано ООО "КБ" (414 856 751, 70 руб.), далее с 9:53 ценовые предложения поочередно подавались ООО "Э" и АО "РВ". С 10:31 ценовые предложения поочередно подавались ООО "ФА" и АО "РВ". Последнее ценовое предложение было подано АО "РВ" в 11:06 (333 553 167,00 руб.).
После завершения аукциона, в соответствии с частью 12 статьи 68 в течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона любой участник электронного аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона".
Начиная с 11:16 (10 минута после завершения закупочной процедуры) в течение 34 секунд 9 участников электронного аукциона ООО "ФА", АО "РБ", АО "О", ЗАО "КА", ООО "ИА", ООО "Я", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА" подали ценовые предложения, идентичные АО "РВ" (333 553 167,00 руб.). Победителем электронного аукциона признан ООО "ПБ".
АО "РВ", ЗАО "КА", ООО "ИБ" поданы жалобы в ФАС России на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 0195100000217000157. По результатам рассмотрения жалоб решениями ФАС России от 16.05.2017 NN К-562/17, К-569/17, К-568/17 указанные жалобы признаны обоснованными, на основании выданных предписаний протокол подведения итогов аукциона от 02.05.2017 N 0195100000217000153-3 отменен, назначена новая дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
В соответствии с новым протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.06.2017 N 0195100000217000157-3-1, победителем признано АО "РВ", с которым впоследствии заключен государственный контракт от 28.06.2017 N 0195100000217000157_315749 по цене 333 553 167,00 руб.
Таким образом, АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА", подав ценовые предложения, идентичные АО "РВ" в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе обеспечили себе места с 2 по 10 при ранжировании заявок участников электронного аукциона, вследствие чего исключили возможность рассмотрения иных заявок заказчиком.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложение о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и получили первые десять порядковых номеров.
Более того, электронный аукцион N 0195100000217000157 завершился с высоким снижением НМЦК (20%), что является подтверждением наличия конкурентной борьбы между ее участниками.
Обстоятельства, связанные с поставкой лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Доцетаксел" в 2017 году.
Аукцион N 0148200003917001045 Предмет торгов: закупка лекарственного препарата "Доцетаксел" для лечения больных злокачественными новообразованиями.
Заказчик: Министерство здравоохранения Московской области.
Способ выбора поставщика: электронный аукцион.
Дата проведения аукциона: 29.09.2017.
НМЦ контракта составила: 9 033 288,63 руб.
Поданы заявки: ООО "МБ", ООО "ФВ", ООО "АА", ООО "МВ" ООО "ВА", ООО "ПА", ООО "Л", ООО "У", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ВБ", АО "КВ"
Таблица 7 Заявки (по хронологии)
ООО "ВБ" и АО "КВ" были предложены к поставке лекарственные препараты российских производителей, все другие участники предложили лекарственные препараты, иностранного происхождения.
Таблица 8 Лекарственные препараты, предлагаемые участниками
Таблица 9 Ценовые предложения (по хронологии)
Торги начались в 9:35, первое ценовое предложение было подано ООО "ВБ" (8 988 122, 18 руб.). Последнее ценовое предложение было подано ООО "У" в 09:52 (8 355 791,88 руб.).
После завершения аукциона, в соответствии с частью 12 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона любой участник электронного аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона".
Начиная с 10:02 в течение 3 минут 9 участников электронного аукциона ООО "Л", ООО "МВ", ЗАО "КА", ООО "Я", ООО "МБ", ООО "ПА", ООО "ВА", ООО "АА", подали ценовые предложения, идентичные победителю ООО "У" 8 355 791,88 руб. ООО "ФВ" в 10:04:09 и 10:05:42 подал ценовые предложения, равные 8 400 958, 32 руб. и 8 400 958, 32 руб. соответственно.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.10.2017 N 0148200003917001045-3, победителем признано ООО "У", с которым впоследствии заключен государственный контракт от 26.10.2017 N 0148200003917001045-01 по цене 8 355 785,88 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку лекарственного препарата "Доцетаксел" для лечения больных злокачественными образованиями от 03.10.2017 N 1045/3-ЛС заявка ООО "У" признана соответствующей требованиям установленным документацией электронного аукциона и извещением о проведении открытого электронного аукциона и которой присвоенный при ранжировании предложений по итогам проведения аукциона 1 номер.
Таким образом, ООО "Л", ООО "МВ", ЗАО "КА", ООО "Я", ООО "МБ", ООО "ПА", ООО "ВА", ООО "АА", ООО "У", ООО "ФВ" в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе обеспечили себе первые 10 мест при ранжировании заявок участников электронного аукциона.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложение о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и получили первые десять порядковых номеров.
Более того, электронный аукцион N 0148200003917001045 характеризуется наличием конкурентной борьбы между ее участниками, что следует из таблицы N 9 к указанному аукциону.
Аукцион N 0148200003917001047 Предмет торгов: закупка лекарственного препарата Доцетаксел для лечения больных злокачественными новообразованиями.
Заказчик: Министерство здравоохранения Московской области.
Способ выбора поставщика: электронный аукцион.
Дата проведения аукциона: 29.09.2017.
НМЦ контракта составила: 9 033 288,63 руб.
Поданы заявки: ООО "АА", ООО "МВ", ООО "АБ", ООО "ФБ", ООО "Я", ООО "СВ", ЗАО "КА", ООО "У", ООО "ПА", ООО "ФВ", ООО "Л",ООО "ВА".
Таблица 10 Заявки (по хронологии)
ООО "ВБ", ООО "АБ" и ООО "СВ" были предложены к поставке лекарственные препараты российских производителей, все другие участники предложили лекарственные препараты, иностранного происхождения.
Таблица 11 Лекарственные препараты, предлагаемые участниками
Таблица 12 Ценовые предложения (по хронологии)
Торги начались в 9:45, первое ценовое предложение было подано ООО "СВ" (8 988 122, 18 руб.), далее с 10:21 ценовые предложения поочередно подавались ООО "ФБ" и ООО "У". Последнее ценовое предложение было подано ООО "У" в 11:52 (5 194 140,45 руб.).
После завершения аукциона, в соответствии с частью 12 статьи 68 в течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона любой участник электронного аукциона вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона".
Начиная с 12:02 (10 минута после завершения закупочной процедуры) в течение 6 минут 8 участников электронного аукциона ООО "Л", ООО "ПА", ООО "ВА", ООО "МВ", ООО "АА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ФВ" подали ценовые предложения, идентичные ценовому предложению ООО "У" 5 194 140,45 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.10.2017 N 0148200003917001047-3, победителем признано ООО "У", с которым впоследствии заключен государственный контракт от 26.10.2017 N 0148200003917001047-01 по цене 5 194 133,88 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку лекарственного препарата "Доцетаксел" для лечения больных злокачественными образованиями от 03.10.2017 N 1047/3-ЛС заявка ООО "У" признана соответствующей требованиям установленным документацией электронного аукциона и извещением о проведении открытого электронного аукциона и которой присвоенный при ранжировании предложений по итогам проведения аукциона 1 номер.
Таким образом, ООО "Л", ООО "ПА", ООО "ВА", ООО "МВ", ООО "АА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ФВ" подали ценовые предложения, идентичные ООО "У" и в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе обеспечили себе первые 9 мест при ранжировании заявок участников электронного аукциона.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложение о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и получили первые десять порядковых номеров.
Таким образом, электронный аукцион N 0148200003917001047 завершился с высоким снижением НМЦК (42,5%), что свидетельствует о наличии конкурентной борьбы между ее участниками.
В соответствии с математической экспертизой хода проведения торгов на аукционах N 0195100000217000153 и N 0195100000217000157 сделан вывод о том, что в рамках предложенной модели и ее предположений, состоявшиеся результаты обоих аукционов можно считать не нарушающими предположения о рациональности и независимости действий участников, которые сделали ценовые предложения на втором этапе аукциона по наименьшей цене, только если у каждого из них предлагаемая сумма затрат на выполнение контракта составляла не менее 98,6% (в аукционе N 0195100000217000153) и 98,3% (в аукционе N 0195100000217000157) от лучшего ценового предложения, сделанного на первом этапе.
В соответствии с математической экспертизой хода проведения торгов на аукционах NN 0148200003917001045, 0148200003917001047 сделан вывод о том, что в рамках предложенной модели и ее предположений, состоявшиеся результаты обоих аукционов можно считать не нарушающими предположения о рациональности и независимости действий участников, которые сделали ценовые предложения на втором этапе аукциона по наименьшей цене, только если у каждого из восьми таких участников (в каждом аукционе) предполагаемая сумма затрат на выполнение контракта составляла не менее 90% от лучшего ценового предложения, сделанного на первом этапе.
Таким образом, ответ на вопрос о правдоподобности предположения о том, что участники аукциона действовали независимо друг от друга, зависит от того, следует ли считать правдоподобной ситуацию, когда ожидаемые расходы на исполнение контракта для 8 участников аукциона были больше или равны 90% от цены, на которой завершился первый этап аукциона.
Из заключения эксперта ООО "ЦБ" от 15.01.2020 следует, что результаты торгов NN 0195100000217000153, 0195100000217000157, 0148200003917001045, 0148200003917001047 маловероятны в условиях нормального функционирования торгов. Вероятность зависимости событий, заключающихся в подаче заявок рассматриваемых торгов в указанное время с указанными суммами - крайне высоки, полученные результаты торгов с высокой вероятностью обусловлены информированностью их участников о времени подачи и суммах заявок иных компаний - участников торгов.
Таким образом, экспертные заключения, представленные по результатам проведения математических экспертиз рациональности поведения участников и вероятности результатов торгов N 0195100000217000153; 0195100000217000157; 0148200003917001045; 0148200003917001047, позволяют Комиссии ФАС России сделать только вероятностный вывод о наличии согласованности действий ответчиков в ходе проведения вышеуказанных электронных аукционов.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств:
- наличия соглашение двух или более участников товарного рынка;
- имеют ли место отрицательные последствия в виде ограничения конкуренции или возможности ее ограничения;
- имеется ли причинно-следственная связь между заключением соглашения хозяйствующими субъектами и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий.
При отсутствии одного из элементов состава действия (соглашение) хозяйствующих субъектов нельзя квалифицировать как иное соглашение ограничивающее конкуренцию.
В ходе рассмотрения дела N 1-11-36/00-22-18 установлено, что совокупность выявленных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также представленные в материалы дела документы и сведения от ответчиков и иных лиц, а также результаты проведенного анализа состояния конкуренции не позволяют Комиссии ФАС России сделать вывод о наличии антиконкурентных соглашений, запрещенных частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, заключенных между:
1. участниками электронных аукционов NN 0195100000217000153, 0195100000217000157 (АО "РВ", АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СА", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА")
2. участниками электронных аукционов NN 0148200003917001045, 0148200003917001047 (ООО "МБ", ООО "ФВ", ООО "АА", ООО "МВ", ООО "ВА", ООО "ПА", ООО "Л", ООО "У", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ФБ").
При принятии решения Комиссия ФАС России приходит к выводу, что участие в конкурентной процедуре отбора подразумевает наличие конкуренции между участниками, поэтому каждый из таких участников, в том числе пользующийся преференциями в соответствии с Постановлением N 1289 и Приказом N 155 (далее - "национальный режим"), должен принимать и осознавать не только те риски, которые связаны с целесообразностью (рентабельностью) снижения цены в рамках такой процедуры, но и то, что отказ от конкурентной борьбы будет (может быть) связан с риском "проигрыша". Кроме того, все участники рассматриваемых аукционов имели возможность в течение десяти минут с момента завершения электронного аукциона подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", и действия ответчиков по делу не могли этому препятствовать.
Само по себе получение преференций "национального режима", в том числе в рамках государственных закупок, не направлено на получение поставщиками отечественной продукции особого статуса или определения их в качестве "потенциального" поставщика такой закупки и не должно приводить к их отказу от конкурентной борьбы, а наоборот направлено на экономическое стимулирование (отечественных товаропроизводителей) к участию в закупках в результате создания для них экономически выгодных условий.
Принимая во внимание обстоятельства дела, связанные с участием ответчиков в рассматриваемых аукционах, Комиссией ФАС России не установлены последствия, связанные с ограничением конкуренции, и, соответственно, такие действия не могут быть квалифицированы как нарушение части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
решила:
Прекратить рассмотрение дела N 1-11-36/00-22-18 в отношении АО "РВ", АО "О", ООО "ФА", АО "РБ", ООО "СБ", ООО "ЦА", ООО "МА", ООО "Я", ЗАО "КА", ООО "ИА", ООО "МБ", ООО "ФВ", ООО "АА", ООО "МВ", ООО "ВА", ООО "ПА", ООО "Л", ООО "У", ООО "ФБ" в связи с отсутствием нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях указанных лиц.
Председатель Комиссии
<...>
Члены Комиссии
<...>