ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2020 г. по делу N 20/44/99/80
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ЗАО "С" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), при проведении МКУК "П" (далее - Заказчик), Администрацией Октябрьского муниципального района Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ, не включенные в другие группировки - Капитальный ремонт системы электроснабжения, кровли, оконных и дверных проемов, цоколя, козырьков, отмостки, устройство пандуса, строительно-монтажные работы 1 и 2 этажей дома культуры с. Подовинное (номер извещения - 0169300040420000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.02.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 952 700 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Челябинской области, бюджет Октябрьского муниципального района, КБК - 121080102000S8110243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.02.2020.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев, в том числе, отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 119 527 рублей.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.02.2020 N 0169300040420000015-1-1 Заявителя является победителем Аукциона.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 10.03.2020 размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.03.2020 N ИО1, в связи с чем в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе регламентированный срок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участников закупки - 11.03.2020.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что Оператор электронной площадки 24.03.2020 направлен запрос в Банк о необходимости разблокировать денежные средства, внесенные Заявителем на специальный счет в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым блокировка денежных средств на специальном счете Заявителя прекращена.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 2 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что нарушение самостоятельно устранено Оператором электронной площадки посредством прекращения блокировки денежных средств Заявителя, Комиссия решила предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
2. Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).
Вместе с тем, Комиссия усматривает признаки нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, разместившего извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение требований части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов от 01.04.2020 по делу N 20/44/99/80 соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19, Комиссия
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 2 части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение устранено Оператором электронной площадки, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 01.04.2020 по делу N 20/44/99/80 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать материалы от 01.04.2020 по делу N 20/44/99/80 в адрес Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.