ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2020 г. N 223ФЗ-259/20
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Т" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Ульяновой Е.Д., членов Комиссии:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Смысловой О.М.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Маушовой С.С.,
главного специалиста-эксперта отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Лещевой Н.Г. (далее - Комиссия ФАС России),
АО "П",
ООО "Т",
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Т" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "П" при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по узловым маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (Лот N 28) (извещение N 31908349913), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ФАС России поступила ООО "Т" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО "П" при проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по узловым маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (Лот N 28) (извещение N 31908349913) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика (на момент размещения сведений об Аукционе в ЕИС) регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "П", утвержденным приказом ФГУП "П" от 11.06.2019 N 283-п (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 29.09.2019;
2. Начальная (максимальная) цена договора по Лоту N 28 - 225 451 200 рублей;
3. Дата окончания подачи заявок - 31.10.2019;
4. Дата рассмотрения первых частей заявок - 07.11.2019;
5. Дата проведения торгов - 08.11.2019;
6. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Аукциона - 14.11.2019;
7. На участие в Аукционе по Лоту N 28 подано - 5 заявок, 5 заявок соответствуют требованиям Документации.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принципы установлены в пункте "б" статьи 1.2 Положения о закупках.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 5.4.5 Положения о закупках банковская гарантия должна содержать, в том числе условие об отсутствии необходимости со стороны Заказчика приложения к требованию об уплате оригинала банковской гарантии, а также документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. При этом при предъявлении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии Заказчик обязан представить обоснование данного требования с приведением соответствующих расчетов. Аналогичное положение установлено в пункте 9.4.6 Документации.
В соответствии с протоколом признания участника закупки уклонившимся от заключения договора проведения Аукциона от 02.04.2020 б/н (далее - Протокол) Заявитель признан уклонившимся от заключения договора по Лоту N 28 на основании статьи 9.4 Положения о закупках, в связи с тем, что банковская гарантия, представленная в качестве обеспечения исполнения договора не соответствует пункту 5.4.5 Положения о закупках, а именно, содержит условие, что к требованию об уплате денежной суммы и (или) ее части по гарантии должны быть приложены документы, подтверждающие факт неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по договору, а именно:
- претензия, адресованная бенефициаром принципалу, содержащая требование бенефициара к принципалу об исполнении обеспечиваемого гарантией обязательства и срок для исполнения такого требования принципалом. Указанный документ должен быть представлен в форме заверенной уполномоченным лицом бенефициара копии либо оригинале;
- документы, подтверждающие получение принципалом вышеуказанной претензии бенефициара.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что Заявителем представлена банковская гарантия от 27.01.2020 N 9991-4R1/253905 (далее - Банковская гарантия), несоответствующая Положению о закупках, поскольку содержит условия не предусмотренные Положением о закупке.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что Банковская гарантия не содержит условия по пункту 5.4.5 Положения о закупках, а именно условия об отсутствии необходимости со стороны Заказчика приложения к требованию об уплате оригинала банковской гарантии, а также документов, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, признавшего Заявителя уклонившимся от заключения договора, не противоречат Положению о закупке и Закону о закупках.
Таким образом довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что примененная Заказчиком формулировка условий банковской гарантии, а именно: "условие, что к требованию об уплате денежной суммы и (или) ее части по гарантии должны быть приложены документы, подтверждающие факт неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по договору" относится к положению о закупках АО "П" (утверждено протоколом от 16.03.2020 N 2-2020) и не может быть применена при проведении Аукциона, поскольку на момент размещения Аукциона положение о закупках АО "П" являлось не действительным. Также такая формулировка условий банковской гарантии отсутствует в Документации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, применившего положения, не указанные в Документации и Положении о закупках, противоречат части 2 статьи 2 Закона о закупках и нарушают положения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Аукциона, поскольку Банковская гарантия не соответствует Положению о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д, б/н на на действия (бездействие) заказчика АО "П" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме среди субъектом малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по перевозке почтовых отправлений и прочих товарно-материальных ценностей автотранспортом по узловым маршрутам, включая осуществление погрузо-разгрузочных работ в местах начала и окончания маршрута, а также в пунктах обмена (Лот N 28) (извещение N 31908349913) необоснованной.
2. Признать в действиях АО "П" нарушения части 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Аукциона.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 09.04.2020 N 223ФЗ-259/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Е.Д. УЛЬЯНОВА
Члены Комиссии
ФАС России
О.М. СМЫСЛОВА
С.С. МАУШОВА
Н.Г. ЛЕЩЕВА