Решение ФАС РФ от 20.04.2020 по делу N 20/44/99/100

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, указанных в документации об аукционе, что не соответствует ч. 10 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 20.04.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2020 г. по делу N 20/44/99/100

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "Ц" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее - Заказчик), аукционной комиссией Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по управлению автотранспортными средствами Заказчика (номер извещения - 0171100004017000192) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего денежные средства Заявителя, внесенные на специальный счет в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.11.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 351 774,67 рубля;

4) источник финансирования - средства федерального бюджета на 2017 год, КБК - 417 0301 8890090019 244 (222);

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.11.2017.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего денежные средства Заявителя, внесенные на специальный счет в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;

2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) отклонение заявки участника закупки;

4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;

5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;

7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в закупке составляет 3 517,75 рублей.

Из обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего денежные средства Заявителя, внесенные на специальный счет N 40702810403000102702, открытый в ПАО "П" (далее - Банк) в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Согласно извещению о проведения Аукциона регламентированный срок рассмотрения первых частей заявок участников закупки установлен Заказчиком на 24.11.2017.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заказчиком не направлен Оператору электронной площадки протокол, предусмотренный частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки по осуществлению блокирования денежных средств Заявителя, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

При этом на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода обращения, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не направившего Оператору электронной площадки и не разместившего в ЕИС прокол рассмотрения первых частей заявок участников на участие в Аукционе, нарушают нарушает часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем. В связи с чем, учитывая положения вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о невозможности заключения и исполнения контракта на условиях, установленных документацией об Аукционе и считает необходимым выдать предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 3 информационной карты документации об Аукционе: "Сроки поставки товара, начала и завершения работ, график оказания услуг установлен - ежедневно, со дня заключения государственного контракта и по "31" декабря 2017 года (включительно)".

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что лимиты финансирования на осуществление закупки доведены Заказчику исключительно на 2017 год, в связи с чем, заключить и исполнить контракт на условиях документации не представляется возможным.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, указанных в документации об Аукционе, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

3. В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, материалы по делу от 20.04.2020 по делу N 20/44/99/100 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.