Решение ФАС РФ от 30.04.2020 N 223ФЗ-316/20

"О признании жалобы частично обоснованной: представители заказчика подтвердили отсутствие части проектной документации в составе документации, в том числе отсутствие локальных смет"
Редакция от 30.04.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2020 г. N 223ФЗ-316/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "С" от 20.04.2020 N 120, направленную письмом Московского УФАС России от 27.04.2020 N ПО/23925/20, на действия (бездействие) заказчика АО "У" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на предоставление услуг генерального подряда по строительству Межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера "Полигон захоронения ТКО с мусоросортировочным комплексом" (извещение N 32009062679), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 20.04.2020 N 120, направленная письмом Московского УФАС России от 27.04.2020 N ПО/23925/20, на действия (бездействие) заказчика АО "У" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на предоставление услуг генерального подряда по строительству Межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера "Полигон захоронения ТКО с мусоросортировочным комплексом" (извещение N 32009062679) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "У" (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурс, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 07.04.2020;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 264 253 570 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 23.04.2020;

4. Дата подведения итогов Конкурса - 30.04.2020;

5. На участие в Конкурсе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком в ЕИС не в полном объеме размещена проектно-сметная документация;

2. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о представлении заявки на участие в Конкурсе на бумажном носителе, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV;

3. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "опыт участника".

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в ЕИС не в полном объеме размещена проектно-сметная документация;

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с разделом 9 Документации (техническое задание) работы выполняются по строительству "Межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера "Полигон захоронения ТКО с мусоросортировочным комплексом", при этом пунктом 1 указанного раздела установлено, что объем работ установлен проектной документаций.

При этом согласно пункту 1.3 проекта договора Документации состав и объем выполняемых Подрядчиком работ по настоящему Договору, определены в проектной документации.

Согласно приложению N 4 к проекту договора Документации установлено, что проектная документация включает в себя, в том числе, пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сведения о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, проект организации строительства (список не исчерпывающий).

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком в Документации не размещены разделы проектной документации, указанные, в том числе в приложении N 4 к проекту договора Документации, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: пункт 11 в части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме. Представители Заказчика подтвердили отсутствие части проектной документации в составе Документации, в том числе отсутствие локальных смет.

Отсутствие в полном объеме проектной документации в составе Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки возможности надлежащим образом сформировать свое предложение.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком размещена проектная документация в ЕИС не в полном объеме, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о представлении заявки на участие в Конкурсе на бумажном носителе, ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим деятельность заказчика, является положение о закупке.

При этом согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), а также иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 3.1.1 Положения о закупке предусмотрено, в том числе, проведение закупочной процедуры путем конкурса не в электронной форме.

Согласно Указу президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российско Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ) период с 01.04.2020 по 30.04.2020 является нерабочими днями.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Конкурс проводится в соответствии с требованиями Закона о закупках, а также Положения о закупке, предусматривающего проведение закупочной процедуры в виде конкурса не в электронной форме.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, Комиссией ФАС России установлено, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, местом нахождения Заказчика, а также местом предоставления документации и подачи заявки на бумажном носителе является г. Москва, с связи с чем, по мнению Комиссии ФАС России, проведение закупки не в электронной форме во время введения в соответствующем субъекте Российской Федерации ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, признанной обстоятельством непреодолимой силы, может привести к ограничению конкуренции, а также к ограничению круга потенциальных участников закупки, не имеющих возможности представить заявку на бумажном носителе по указанному в Документации адресу.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, осуществляющего проведение Конкурса не в электронной форме, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию "квалификация".

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Приложением N 2 Документации установлен критерий оценки заявок участников Конкурса "квалификация".

Оценка осуществляется следующим путем:

"Значение баллов рассчитывается по формуле:

, где:

Rкi - рейтинг (количество баллов) присуждаемый i-му участнику закупки по критерию "Квалификация";

Кк - коэффициент значимости критерия "Квалификация";

Оi - предложение i-го участника о наличии договоров на выполнение работ (оказание услуг) сопоставимого характера и объема.

При этом Оi присваивается значение: 0 баллов - при отсутствии у участника закупки опыта исполнения договоров сопоставимого характера и объема; 100 баллов - при наличии у участника закупки не менее 1 (одного) договора, подтверждающего опыт выполнения работ (оказания услуг) сопоставимого характера и объема".

Документы и сведения, служащие для расчета критерия "квалификация":

1. Копии исполненных договоров/контрактов на поставку товаров, выполнение работ оказание услуг сопоставимого предмету закупки характера и объема, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", сведения о которых содержатся в реестре договоров/контрактов;

2. Копии актов выполненных работ/оказанных услуг, подписанных обеими сторонами;

3. Вместо копий документов, указанных в пунктах 1 и 2 допускается предоставить реестровые номера закупок, опубликованных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по результатам проведения которых участником настоящей закупки были заключены и исполнены договоры/контракты.

Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно установлено условие Документации, согласно которому для присвоения баллов заявке участника закупки по критерию "квалификация" учитываются договоры/контракты, заключенные только в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что статьей 103 44-ФЗ и статьей 4.1 223-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков вести реестры контрактов и договоров, при этом сведения о таких контрактах/договорах имеются в открытом доступе на сайте ЕИС, в связи с чем, с целью проверки подлинности и достоверности данных, представленных участниками закупки с целью присвоения баллов по критерию "квалификация", при подсчете баллов по указанному критерию Заказчиком учитываются договоры/контракты, заключенные в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 20.04.2020 N 120, направленную письмом Московского УФАС России от 27.04.2020 N ПО/23925/20, на действия (бездействие) заказчика АО "У" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на предоставление услуг генерального подряда по строительству Межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Магнитогорского кластера "Полигон захоронения ТКО с мусоросортировочным комплексом" (извещение N 32009062679) обоснованной в части довода о том, что Заказчиком в ЕИС не в полном объеме размещена проектно-сметная документация.

2. Признать в действиях АО "У" нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 часть 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать АО "У" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 30.04.2020 N 223ФЗ-316/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.04.2020 N 223ФЗ-316/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.