Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации по особенностям соблюдения карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима населением в период выходных и праздничных дней в условиях распространения коронавирусной инфекции

(утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
Редакция от 09.09.2020 — Действует с 09.09.2020

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСОБЕННОСТЯМ СОБЛЮДЕНИЯ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРОТИВОПОЖАРНОГО РЕЖИМА НАСЕЛЕНИЕМ В ПЕРИОД ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации определяют особенности организации и проведения контроля за соблюдением карантинных мероприятий, режима самоизоляции и противопожарного режима населением в период выходных и праздничных дней в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Рекомендации разработаны в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, а также с учетом мер, принимаемых Координационным советом при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Основной задачей методических рекомендаций является определение и осуществление дополнительных мероприятий по борьбе с нарушителями режима самоизоляции и режима карантинных мероприятий, установленных постановлениями Главного санитарного врача Российской Федерации, рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, и в том числе контроль за соблюдением противопожарного режима.

II. Нормативные правовые акты Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (в ред. от 22.02.2017) "О добровольной пожарной охране";

Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. от 01.04.2020);

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2020 N 285 (в ред. от 27.03.2020) "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации";

Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 31.01.2020 N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV";

Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19";

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19".

III. Дополнительные мероприятия, проводимые на территории субъектов Российской Федерации, по созданию межведомственных профилактических групп, контролирующих соблюдение населением правил карантинных мероприятий, режима самоизоляции и противопожарного режима в период выходных и праздничных дней в условиях распространения коронавирусной инфекции

Дополнительно к мерам, принимаемым субъектами Российской Федерации при введении и обеспечении карантинных мероприятий, режима самоизоляции, неукоснительного соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, и в том числе по обеспечению контроля за соблюдением противопожарного режима, рекомендуется:

администрациями муниципальных образований субъекта проводится определение количества и расположения мест возможного нарушения населением карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима (мест неорганизованного отдыха населения), составление реестра данных мест, представление полученных данных в администрацию субъекта для подготовки заседания КЧС и ПБ субъекта РФ;

определение главами муниципальных образований субъекта РФ необходимого количества сил и средств (из числа выделенных для обеспечения пожарной безопасности) для контроля за соблюдением населением карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима в выходные и праздничные дни, представление полученных данных в администрацию субъекта для подготовки заседания КЧС и ПБ субъекта РФ;

для обеспечения необходимого численного состава групп в связи с возможной нехваткой сил, вызванной распространением коронавирусной инфекции, создается кадровый резерв из числа специалистов ОМСУ, старост, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, членов общественных объединений, местного населения (добровольцев);

проводится заседание КЧС и ПБ субъекта РФ, на котором определяются конкретные задачи территориальным органам федеральных органов исполнительной власти РФ, органам исполнительной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления, представителям силовых и надзорных органов по созданию межведомственных профилактических групп по контролю за соблюдением населением карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе противопожарного режима в период выходных и праздничных дней в условиях распространения коронавирусной инфекции.

В соответствии с решением КЧС и ПБ субъекта РФ выполняются следующие мероприятия:

проводится формирование в каждом муниципальном районе необходимого числа межведомственных профилактических групп численностью 3 - 4 человека, определяется расчет достаточного количества сил и средств для проведения патрулирования с учетом привлечения по согласованию представителей территориальных органов ФОИВ (МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минтранс России, Минобороны России, Минсельхоз России, Росгвардия), представителей органов местного самоуправления, ведомств и организаций муниципального образования;

составляется реестр межведомственных профилактических групп, их списочный состав, перечень необходимого оборудование (автотехника, средства связи, видеонаблюдения, средства защиты кожи и органов дыхания);

общее руководство и контроль за деятельностью межведомственных профилактических групп возлагается на глав муниципальных образований, председателей КЧС и ПБ органов местного самоуправления;

для непосредственного оперативного руководства межведомственными профилактическими группами, их организационного и методического обеспечения назначаются руководители групп из администрации муниципального образования, старост населенных пунктов, должностных лиц территориальных органов ФОИВ (по согласованию), силовых и надзорных органов;

в каждом муниципальном образовании распределяются зоны ответственности между межведомственными профилактическими группами, которые будут контролировать соблюдение населением карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима;

разрабатываются маршруты и способы осуществления патрулирования (пешим порядком, автомобильным транспортом и др.); корректировка маршрутов и способов патрулирования осуществляется в соответствии с прогнозом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальных образованиях и прогнозируемыми погодными условиями;

определяется временной режим патрулирования, порядок и количество смен межведомственных профилактических групп (4 смены в период с 8.00 до 20.00);

определяется порядок оповещения, места сборов членов межведомственных профилактических групп, порядок их замены из числа резерва в случае заболевания;

разрабатываются и представляются в ЕДДС муниципального района планы-графики проведения патрулирования (за каждый район, муниципалитет), в котором предусматривается ежедневный охват максимального количества мест возможного нарушения населением карантинных мероприятий, режима самоизоляции и противопожарного режима, в том числе на водных объектах, туристических объектах, на территориях, расположенных вблизи населенных пунктов и прилегающих к лесным массивам;

учет применения межведомственных профилактических групп ведется в суточном режиме дежурными сменами ЕДДС муниципальных образований, ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ;

ежедневно оперативный дежурный ЕДДС муниципального образования проверяет и уточняет реестр межведомственных профилактических групп, пофамильные списки, контактные телефоны (сотовые) членов групп, порядок радиообмена между группами и ЕДДС, доводит до глав населенных пунктов (сельских поселений) текущие маршруты патрулирования и фамилии старших групп;

ежедневно оперативный дежурный ЕДДС муниципального образования принимает доклады от старших межведомственных профилактических групп по любому доступному каналу связи о ходе патрулирования, выборочно в целях проверки инициативно связывается со старшими групп, осуществляет сбор имеющихся фото-, видеоматериалов выявленных нарушений карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима, копий составленных протоколов об административных правонарушениях, а также других материалов, отражающих работу групп;

ЕДДС муниципального образования проводит суточный анализ по итогам деятельности межведомственных профилактических групп и представляет его главе муниципального образования, председателю КЧС и ПБ МО, в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ;

перед осуществлением патрулирования с межведомственными профилактическими группами ежедневно проводится инструктаж по мерам безопасности, действиях при осложнении оперативной и санитарно-эпидемиологической обстановки, о порядке обмена информацией и о причинах, позволяющих гражданам покинуть квартиру в режиме самоизоляции (для поездок на работу, обращения за экстренной медпомощью, похода в ближайший магазин или аптеку, выгул домашних животных на расстоянии не более 100 метров от дома и вынос мусора);

планируются мероприятия по привлечению средств массовой информации местного и регионального уровня для информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам безусловного соблюдения карантинных мероприятий, режима самоизоляции, в том числе и противопожарного режима, об ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения путем выступлений на телевидении должностных лиц территориальных органов ФОИВ, МВД России, Роспотребнадзора и надзорных органов, размещение статей в печатных изданиях, показ видеороликов через средства массовой информации;

определяется порядок действий для членов межведомственных профилактических групп при установлении (выявлении) лиц, виновных в совершении административного правонарушения, нарушении карантинных мероприятий, режима самоизоляции и правил противопожарного режима с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;

определяются предложения по стимулированию участников межведомственных профилактических групп.