Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по особенностям организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции

(утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
Редакция от 09.09.2020 — Действует с 09.09.2020

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЧС РОССИИ" (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ПОДВИЖНЫХ ПУНКТАХ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

1. Основные положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по особенностям организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции (далее - Методические рекомендации), дополнительно к действующим нормативно-методическим документам, направлены на обеспечение эффективного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а также с учетом мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию распространения коронавирусной инфекции.

При разработке настоящих методических рекомендаций за основу взяты Методические рекомендации МЧС России по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России (от 14.06.2013 г. N 2-4-87-7-14).

2. Нормативные правовые акты и методические документы

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Постановление Правительства Российской Федерации 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".

Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19".

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19".

Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников (от 10.03.2020 г. N 02/3853-2020-27).

Инструкция Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (от 23.01.2020 г. N 02/770-2020-32).

Рекомендации Роспотребнадзора по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. N 02/6475-2020-32).

3. Особенности организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции

В дополнение к Методическим рекомендациям МЧС России по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России (от 14.06.2013 г. N 2-4-87-7-14) рекомендуется:

3.1. Обеспечить при организации развертывания и функционирования ППУ взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях осуществления непрерывного мониторинга санитарно-эпидемического состояния территории, входящей в зону ЧС, для выявления условий, влияющих на распространение коронавирусной инфекции, в том числе оперативного выявления инфицированных и заболевших коронавирусной инфекцией в районах размещения пострадавшего населения, а также в районах размещения ППУ и сил РСЧС.

3.2. При определении места развертывания ППУ дополнительно определить возможные места его передислокации в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом обеспечения возможности эффективного управления ликвидацией последствий ЧС и выполнением АСДНР.

В районе развертывания ППУ дополнительно необходимо предусмотреть обязательное несение комендантской службы с патрулированием территории и выставлением контрольно-пропускных пунктов, постов оцепления, а также санитарных постов для пресечения доступа посторонних лиц и предотвращения заноса на ППУ инфекции COVID-19.

3.3. Провести работу по оптимизации штатного состава ППУ с целью его минимизации, исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС и прогноза ее развития.

Минимизацию штатного состава ППУ рекомендуется осуществить за счет перераспределения функционала должностных лиц, обеспечивающих его функционирование, а также возможностей решения задач дистанционно (в режиме видеоконференцсвязи) должными лицами, входящими в переменный состав (представителями органов управления территориальной подсистемы РСЧС, функциональной подсистемы РСЧС, аварийно-спасательных служб и иных организаций), без кардинального снижения эффективности управления на ППУ.

Минимизацию штатного состава ППУ также можно осуществить за счет временного исключения из состава таких элементов, как поста радиационного и химического контроля (при отсутствии угрозы радиационного загрязнения или химического заражения местности), выездного пресс-центра и других элементов, исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС.

3.4. Организовать работу по созданию и ускоренной подготовке кадрового резерва, согласно оптимизированному штатному составу ППУ, при этом принять меры по максимальному сокращению в составе кадрового резерва лиц из групп риска, а также определить порядок привлечения лиц из состава кадрового резерва к работе при заболеваниях действующего на ППУ личного состава (в том числе порядок временного перераспределения функций и задач, решаемых заболевшим личным составом, до момента их замены).

3.5. Определить порядок выполнения задач, решаемых ППУ, в случае частичного или полного прекращения его функционирования при подтверждении COVID-19 среди постоянного или переменного состава, изоляции контактных с ними лиц на период замены штатного состава, а также дезинфекционных и иных мероприятий по восстановлению функционирования ППУ.

3.6. Принять меры по ограничению до минимума численности личного состава, одновременно присутствующего в помещениях ППУ, а также по соблюдению социальной дистанции личным составом без снижения эффективности решения задач, в том числе за счет увеличения количества транспортных средств, палаток, пневмокаркасных модулей и т.п.

3.7. Организовать динамическое медицинское наблюдение за личным составом, в том числе с проведением термометрии 2 раза в день на протяжении всего периода функционирования ППУ, а также ежедневное направление сведений о состоянии здоровья соответствующих лиц в центры управления в кризисных ситуациях при главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации.

3.8. Определить мероприятия по своевременной изоляции личного состава ППУ с наличием симптоматики инфекционных заболеваний, в первую очередь респираторного характера, и его госпитализации при подтверждении случаев COVID-19, а также мероприятия по организации оперативного лабораторного обследования всего личного состава ППУ при подтверждении случаев COVID-19 на ППУ.

3.9. Обеспечить контроль за проведением противоэпидемических мероприятий на ППУ.

3.10. Предусмотреть в составе автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) специалистов дежурного расчета комплекса оперативного управления ППУ АРМ, обеспечивающих сбор, регистрацию, обобщение, хранение и передачу между участниками ликвидации ЧС данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, связанной с распространением коронавирусной инфекции, в том числе в части, касающейся личного состава ППУ и сил РСЧС, задействованных для ликвидации ЧС или проведения АСДНР.

3.11. Предусмотреть обеспечение СИЗ, рекомендованными Роспотребнадзором при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) личного состава ППУ, выезжающего в зону ЧС для проведения разведки (рекогносцировки) и передачи информации на ППУ непосредственно из зоны ЧС. Остальной личный состав должен работать в медицинских масках (респираторах).

3.12. Дополнительно предусмотреть в составе элементов ППУ помещение (модуль, палатка и т.п.) для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки, или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов), а также специально-оборудованные места для проведения санитарной обработки личного состава и специальной обработки техники после выполнения задач.

Дезинфекция, обработка и утилизация СИЗ должны осуществляться в соответствии с Рекомендациями Роспотребнадзора по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. N 02/6475-2020-32).

3.13. Предусмотреть дополнительно к существующему оснащению элементов ППУ:

оборудование для обработки воздуха в помещениях ППУ (в присутствии личного состава) на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов) или различных видов фильтров (в том числе электрофильтров);

открытые ультрафиолетовые облучатели для обработки воздуха в помещениях или в салонах автотранспортных средств ППУ (в отсутствии личного состава);

оборудование для проведения дезинфекции способом орошения;

оборудование для проведения дезинфекции аэрозольным способом;

запас дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в присутствии личного состава ППУ (на основе катионных поверхностно-активных веществ);

запас дезинфицирующих средств на основе хлорактивных и кислородактивных соединений (в отсутствии личного состава ППУ);

аппараты для измерения температуры тела бесконтактным способом;

СИЗ - защитные костюмы 1-го типа или его аналоги (комбинезоны, респираторы класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком, или FFP3, защитные очки, бахилы, перчатки);

СИЗ - респираторы, медицинские маски, перчатки;

запас моющих и дезинфицирующих средств для рук в дозаторах, а также дезинфицирующих салфеток.

3.14. Организовать дополнительно подготовку и инструктажи личного состава ППУ с участием специалистов учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии и профилактики COVID-19, обеспечению противоэпидемического режима и использованию СИЗ.