Решение ФАС РФ от 19.05.2020 по делу N 20/44/105/889

"О признании жалобы частично обоснованной: положение для отклонения заявки заявителя на основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" несостоятельно, поскольку вышеуказанная статья содержит требования к составу заявки участника закупки, а не причины для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям документации об аукционе и Закону"
Редакция от 19.05.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2020 г. по делу N 20/44/105/889

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "<...>" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федеральной службы <...> (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральной службой <...> (далее - Заказчик), АО "<...>" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку компьютерного оборудования для оснащения <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:

1. Аукционной комиссией неправомерно в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 07.05.2020 N <...>-3 (далее - Протокол) указано ненадлежащее положение Закона о контрактной системе, на основании которого заявка участника закупки с порядковым номером "4" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами заявок "2", "3", "6" соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 17.04.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - <...>;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.04.2020;

6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

7) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;

8) дата проведения Аукциона - 29.04.2020;

9) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки, 3 из которых признаны соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признано ООО "<...>" с предложением о цене контракта <...> рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно в Протоколе указано ненадлежащее положение Закона о контрактной системе, на основании которого заявка участника закупки с порядковым номером "4" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.

Пунктом 46 информационной карты документации об Аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).

Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что в составе заявки на участие в Аукционе представлена декларация о стране происхождении товара - Российская Федерация. Вместе с тем, указанная декларация не содержит в себе сведения о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи, в связи с чем заявка Заявителя приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств и признается аукционной комиссией на основании пункта 3 Постановления N 878, на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе не соответствующей требованиям документации и Закону о контрактной системе.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно Протоколу, заявка Заявителя признана Аукционной комиссией несоответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе на основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что положение для отклонения заявки Заявителя на основании пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе несостоятельно, поскольку вышеуказанная статья содержит требования к составу заявки участника закупки, а не причины для признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Кроме того, учитывая положение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается, таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, неправомерно указавшей в Протоколе ненадлежащее положение Закона о контрактной системе, на основании которого заявка участника закупки с порядковым номером "4" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка Заявителя не соответствует документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами заявок "2", "3", "6" соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, поскольку по мнению Заявителя, участниками закупки в составе заявок представлены недостоверные сведения в части указания сведений о реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.

Согласно Протоколу, заявки с порядковыми номерами заявок "2", "3", "6" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что участниками закупки с порядковыми номерами заявок "2", "3", "6" в составе заявок на участие в Аукционе представлены декларации о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номеров реестровых записей разных производителей, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявок участников закупки с порядковыми номерами "2", "6", "3" соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "<...>" обоснованной в части неправомерного указания в Протоколе ненадлежащего положения Закона о контрактной системе, на основании которого заявка участника закупки с порядковым номером "4" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 19.05.2020 по делу N 20/44/105/889 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.