ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2020 г. N КГОЗ-128/20
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на закупку настольных ПЭВМ (номер извещения 0173100012520000038) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 12.05.2020 на 13.05.2020.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в нарушение Закона о контрактной системе требование о предоставлении во второй части заявки на участие в Аукционе сертификата либо декларации о соответствии закупаемого товара требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 20.03.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 115 408 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 30.04.2020;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 08.05.2020;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является настольная ПЭВМ (далее - Товар).
Подпунктом 4.3.1 пункта 4.3 раздела 4 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие Товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к Товару. Перечень документов приведен в разделе 9 документации об Аукционе.
В пункте 20 раздела 9, в пункте 3.1 подраздела 10.2 раздела 10 документации об Аукционе установлено: "Соответствие Товара требованиям безопасности подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Соответствие качества и безопасности Товара должно быть подтверждено сертификатами соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза:
ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования" и ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" и требованиям технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 037/2016 "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники". Допускается предоставление декларации о соответствии требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства".
Таким образом, согласно требованиям документации об Аукционе, участникам Аукциона во вторых частях заявок на участие в Аукционе необходимо приложить: сертификаты либо декларации о соответствии Товара требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно требованиям ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016 Товар должен получить необходимые подтверждения до его ввоза на территорию Таможенного союза. Кроме того, техническими регламентами ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016 предусмотрено, что Товар должен быть не только изготовлен, но и разработан с учетом требований, предъявляемых системой безопасности Таможенного союза, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками во вторых частях заявок на участие в Аукционе сертификатов либо деклараций о соответствии Товара, указанным техническим регламентам.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно подпункту 3.3.1 пункта 3.3 раздела 3 проекта государственного контракта документации об Аукционе при поставке товара, каждая поставляемая партия Товара сопровождается копиями (заверенными подписью и печатью поставщика) документов, подтверждающих соответствие поставляемого товара требованиям нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации (сертификата соответствия (декларации соответствия, одобрения типа) и (или) иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4.2.4.6 пункта 4.2.4 раздела 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе при приемке Товара по качеству и комплектности поставщик обязан представить должностным лицам УПЗ ДТ МВД России (ВП (ПЗ) ФОИВ, Грузополучателю), в том числе, сертификаты (декларации) соответствия на Товар, а также протоколы и иные документы, на основании которых выданы соответствующие сертификаты (декларации).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к содержанию и составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно требование о необходимости предоставления сертификатов либо деклараций о соответствии Товара ТР ТС 004/2011, ТР ТС 020/2011 и ТР ЕАЭС 037/2016 не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку указанные документы в силу пункта 2 статьи 456 ГК РФ передаются Заказчику совместно с Товаром.
Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 13.05.2020 N КГОЗ-128/20, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 13.05.2020 N КГОЗ-128/20 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.