Решение ФАС РФ от 15.05.2020 по делу N 20/44/105/867

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 15.05.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2020 г. по делу N 20/44/105/867

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение текущего ремонта (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005520000008) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в закупке;

2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к предоставлению лицензии МЧС России на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (далее - Лицензия МЧС России) и лицензии Министерства культуры РФ на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее - Лицензия Минкультуры) в составе второй части.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.04.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 67 356 052,88 рубля;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) источник финансирования - средства областного бюджета; КБК - 9320409110R1N 3930244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.05.2020;

6) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 12.05.2020;

7) в соответствии с ч. 1 ст. 71 Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, которая признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;

8) победителем признано ООО "С" с предложением о цене контракта 67 356 052,88 рубля.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к первой части заявки; требования к товарам, а также установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в закупке, которая вводит участников закупки в заблуждение при заполнении первой части заявки, сведений о конкретных показателей товаров.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту.

В соответствии с проектной документацией, которая размещена в ЕИС, в ходе исполнения государственного контракта, заключенного по результатам проведения Аукциона, подрядчиком подлежат выполнению, в том числе, следующие виды работ: "Замена фальцевой кровли", "Замена стропильных систем, прогонов, сплошной обрешетки конструкции кровли", "Замена отделки входной группы с заменой основания ступеней и ремонтом кирпичной кладки", которые, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, относятся к выполнению работ по капитальному ремонту.

На заседании Комиссии установлено, что первая часть заявки на участие должна содержать, в том числе, конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 6 Технического задания документации об Аукционе и указание на товарный знак (при наличии).

Приложением N 6 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара" (далее - Спецификация) установлены конкретные характеристики товара, используемого при выполнении работ.

С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в Аукционе, поскольку при проведении закупки с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, необходимо устанавливать требование о предоставлении исключительно согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Так, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.

Также, согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 установлены дополнительные требования к участникам закупки при закупке аналогичных работ.

Вместе с тем, в документации об Аукционе отсутствуют такие дополнительные требования к участникам Аукциона.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.05.202.

При этом, дата проведения Аукциона - 13.05.2020.

Таким образом, установленная дата проведения Аукциона не соответствует требованиям части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1, часть 4 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 3 статьи 68 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к предоставлению Лицензии МЧС России и Лицензии Минкультуры в составе вторых частей заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактный системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактный системе, или копии этих документов.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 48 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации Пунктом 13.2.3 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, копии Лицензии МЧС России и Лицензии Минкультуры.

Комиссией установлено, что согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий не допускается.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что выполнение работ подразумевает наличие Лицензии Минкультуры, так как ремонтируемое здание является объектом культурного наследия, что подтверждается соответствующим паспортом от 17.12.2018 N 771410311860005, выданным Департаментом культурного наследия города Москвы. При этом Заявителем обратного не доказано, в связи с чем Комиссии не представляется прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя в отношении установления в документации об Аукционе неправомерно требования о предоставлении Лицензии Минкультуры.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности составляют часть работ, включенных в объект закупки, в связи с чем требование документации об Аукционе предоставление в составе заявки на участие в Аукционе Лицензии МЧС России не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, неправомерно установившего требование к участникам закупки о предоставлении Лицензии МЧС в составе вторых частей заявок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, а также составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, могут ограничивать количество участников закупки, чем нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной в части установления ненадлежащего описания объекта закупки, а также установления излишних требований к составу заявок на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, частей 4, 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 15.05.2020 N 20/44/105/867 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.