Решение ФАС РФ от 29.05.2020 по делу N 20/44/105/994

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ"
Редакция от 29.05.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2020 г. по делу N 20/44/105/994

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 442 - км 472, Нижегородская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100006020000025 (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме вместо электронного аукциона.

В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 12.05.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 134 245 219 рублей;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет. КБК - 1080409242V620100414.

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.05.2020;

1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме вместо электронного аукциона.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.

В указанный Перечень включены работы строительные (код 42 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также "Работ буровых и разведочных буровых" (код ОКПД 43.13).

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги (код ОКПД 42.11.20.000 - Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов).

Кроме того, согласно проектной документации, разработанной на строительство и реконструкцию автомобильной дороги М-7 "Волга", работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги в стоимостном выражении составляют более 80 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме вместо электронного аукциона.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением Комиссии ФАС России от 26.05.2020 по делу N 20/44/99/137 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:

- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, в составе первой части заявки, установлении требования к выписке из реестра членов саморегулируемой организации исключительно по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, неправомерном установлении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";

- части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации требования о предоставлении сведений об объеме работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту при заключении государственного контракта;

- пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации положения о порядке предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

На основании Решения Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем аннуляции закупки.

Срок исполнения предписания - 09.06.2020.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 7 статьи 42, части 4 статьи 56.1, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.05.2020 по делу N 20/44/99/137, предписание по данному делу не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 26.05.2020 по делу N 20/44/99/137, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.