Решение ФАС РФ от 02.06.2020 по делу N 20/44/105/1012

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа, выразившиеся в установлении ненадлежащего описания объекта закупки, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 02.06.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2020 г. по делу N 20/44/105/1012

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу АО "Т" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана. Реконструкция автомобильной дороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан км 662 - км 692, Республика Саха (Якутия) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0316100000620000037) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении размера аванса;

2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено положение о недопущении выплаты аванса при применении антидемпинговых мер;

3. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые сроки выполнения работ по государственному контракту.

4. Заказчиком в документации об Аукционе при описании объекта закупки используется утративший силу нормативно-правовой акт;

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.05.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 302 655 850 рублей;

4) источник финансирования - Федеральный бюджет;

КБК - 1080409242В194009414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.05.2020;

6) дата проведения Аукциона - 29.05.2020.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сведения в отношении размера аванса.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 постановления Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (далее - Постановление N 1496) получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены абзацами вторым - седьмым настоящего пункта, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением или иным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для такого договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели.

Согласно подп. "б" этого же пункта авансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации допускается в размере, не превышающем 30 процентов суммы договора (государственного контракта) о выполнении этих видов работ, заключаемого на сумму, превышающую 600 млн. рублей, при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Министерством финансов Российской Федерации (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов суммы договора (государственного контракта). Иное определение размера авансирования (например, от стоимости выполнения работ в конкретном году или от части суммы (цены) контракта) указанными нормативными правовыми актами не предусматривается.

Пунктом 5 информационной карты документации об Аукционе установлено авансирование в размере 10% от суммы контракта.

Пунктом 5.15 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "расчеты по Контракту осуществляются в форме казначейского обеспечения обязательств. Операции по казначейскому обеспечению обязательств осуществляются на основании документа, подтверждающего обязанность Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств Заказчика в пределах суммы, необходимой для их оплаты при исполнении настоящего Контракта, источником финансового обеспечения которого являются целевые средства.

Казначейское сопровождение целевых средств, предоставляемых с применением казначейского обеспечения обязательств, осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств" от 13.12.2019 г. N 232н, в отношении целевых средств в размере десяти процентов от суммы Контракта в 2020 году, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на соответствующий финансовый год".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что как в пункте 5 информационной карты, так и в абзаце 2 пункта 5.15 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен размер целевых средств (аванса) непосредственно в 2020 году в размере десяти процентов от суммы Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств соответствующего финансового года, в соответствии с требованиями Постановления N 1496.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено положение о недопущении выплаты аванса при применении антидемпинговых мер.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 13 статьи 37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит положения о недопущении выплаты аванса при применении антидемпинговых мер.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе положения о недопущении выплаты аванса при применении антидемпинговых мер, нарушают пункт 1 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неисполнимые сроки выполнения работ по государственному контракту.

Приложением N 21 к проекту государственного контракта "Техническое задание на документацию по планировке территории объекта" установлено, что на выполнение работ по актуализации документации по планировке территории "срок производства работ составляет 90 дней (календарных)".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанных сроков выполнения работ в документации об Аукционе обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе, при этом участнику закупки представляется возможным осуществить выполнении предусмотренных в документации об Аукционе работ в сроки, установленные документацией об Аукционе.

Вместе с тем, Заявитель на заседании не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе при описании объекта закупки используется утративший силу нормативно-правовой акт.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе при описании объекта закупки указана ссылка на нормативно-правовой документ "Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр "О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов".

На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный документ на момент публикации извещения являлся недействительными, в связи с чем его установление неправомерно.

Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие на участие в ней, в связи с чем указанное нарушение не ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в установлении ненадлежащего описания объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "Т" обоснованной в части неустановления в проекте государственного контракта положения о недопущении выплаты аванса при применении антидемпинговых мер, а также применения при описании объекта устаревшего нормативно-правового акта.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 02.06.2020 по делу N 20/44/105/1012 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.