Решение ФАС РФ от 10.06.2020 по делу N 20/44/99/166

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.3 КоАП РФ"
Редакция от 10.06.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2020 г. по делу N 20/44/99/166

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, при проведении ГКУ "У" (далее - Заказчик), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Управлением Республики Северная Осетия-Алания "З" (далее - Уполномоченный орган), АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "С", расположенного в Республике Северная Осетия - Алания, <...> (номер извещения - 0310200000320000985) (далее - Аукцион N 1) и электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству пристройки к зданию МБДОУ Детский сад с. Иран Кировского района РСО-Алания (номер извещения - 0310200000320000986) (далее - Аукцион N 2),

установила:

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 1:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.04.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 21 388 100 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Республики Северная Осетия - Алания, КБК - 80807023420156801243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 07.06.2020;

6) на участие в закупке подано 6 заявок от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе N 1;

7) дата проведения Аукциона N 1 - 07.06.2020;

8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;

9) Заказчиком 01.06.2020 заключен государственный контракт (номер реестровой записи 2150204587120000083) с ООО "И" по цене 21 281 159,50 рублей.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 2:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.04.2020;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 114 950 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Республики Северная Осетия - Алания, КБК - 8080701342P25232G414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 30.04.2020;

6) на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе;

7) дата проведения Аукциона N 2 - 30.04.2020;

8) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.

На заседании Комиссии установлено, что разделом 9 документации об Аукционе N 1, 2 установлены, в том числе, требования к составу второй части заявки на участие в закупке.

Пунктом 23 информационной карты документации об Аукционе N 1, 2 установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам Аукциона N 2 в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Протоколу подведения итогов по Аукциону N 1 заявки участников закупки с идентификационными номерами "2", "4", "5", "8", "9" признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе N 1 и Закону о контрактной системе, в том числе, по следующему основанию: "Участниками не представлены документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе".

Кроме того, заявка участника закупки с идентификационным номером "4" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе N 1 и Закону о контрактной системе, в том числе, по следующему основанию: "Участник представил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31, так как требование распространяется исключительно на юридических лиц".

Заявка участника закупки с идентификационным номером "9" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе N 1 и Закону о контрактной системе, в том числе, по следующему основанию: "Участник в составе заявки представил устаревшую редакцию устава юридического лица".

Вместе с тем, изучив заявки участников Аукциона N 1, Комиссия приходит к выводу, что представленные в составе вторых частей заявок документы, в том числе, подтверждающие наличие опыта исполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства N 99, представлены участниками в полном объеме и не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе.

Кроме того, Комиссией установлено, что участником закупки с идентификационным номером "9" в составе заявки на участие в закупке представлены актуальные изменения в устав юридического лица, а предоставление участником закупки с идентификационным номером "9" в составе заявки сведений, установленных пунктом 7.1 части 1 статьи 31, не противоречит Закону о контрактной системе.

Согласно Протоколу подведения итогов по Аукциону N 2 заявки участников закупки с идентификационными номерами "2", "3", "5", "6" признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе N 2 и Закону о контрактной системе, в том числе, по следующему основанию: "Участниками не представлены документы, подтверждающие соответствие участников дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе".

Кроме того, заявка участника закупки с идентификационным номером "3" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе N 2 и Закону о контрактной системе, в том числе, по следующему основанию "не предоставлены паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Вместе с тем, изучив заявки участников Аукциона N 2, Комиссия приходит к выводу, что представленные в составе вторых частей заявок документы, в том числе, подтверждающие наличие опыта исполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства N 99, представлены участниками в полном объеме и не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе.

Кроме того, Комиссией получены документы и сведения Оператора электронной площадки, из которых следует, что Заказчику направлена информация в соответствии со статьей 24.1 Закона о контрактной системе, в том числе, паспортные данные лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок участников Аукциона N 1 и Аукциона N 2 требованиям документации об Аукционах и Закону о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что в связи с тем, что Аукцион N 2 признан несостоявшимся, Заказчиком, Уполномоченным органом 21.05.2020 на основании пункта 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе в ЕИС опубликовано извещение о проведении запроса предложений номер 0310200000320001224 (далее - Запрос предложений).

Вместе с тем, учитывая неправомерность признания заявок участников закупки по Аукциону N 2 несоответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовали основания для размещения в ЕИС информации о проведении Запроса предложений.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по результатам проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключен государственный контракт, предписание по Аукциону N 1 не выдавать.

4. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по Аукциону N 2, Запросу предложений.

5. Передать материалы дела от 10.06.2020 N 20/44/99/166 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.