Решение ФАС РФ от 05.06.2020 N 223ФЗ-435/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 05.06.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2020 г. N 223ФЗ-435/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - <...>

членов комиссии: <...> (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО "С": <...>,

ООО "ГА": <...>, <...> (доверенность от 11.12.2019 б/н),

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "С" от 29.05.2020 N 603 на действия (бездействие) заказчика ООО "ГА" при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "ГА" по строительству объектов газораспределения в Тульской области (4 этап) по программе газификации РФ (извещение N 32009057043), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 29.05.2020 N 603 на действия (бездействие) заказчика ООО "ГА" (далее - Заказчик) при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "ГА" по строительству объектов газораспределения в Тульской области (4 этап) по программе газификации РФ (извещение N 32009057043) (далее - Маркетинговое исследование, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "ГБ" и Компаний Группы "ГВ" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

1. Извещение о проведении Маркетингового исследования, документация о проведении Маркетингового исследования (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 03.04.2020;

2. Дата окончания подачи заявок - 22.04.2020;

3. Дата рассмотрения заявок - 22.05.2020;

4. Дата подведения итогов закупки - 22.05.2020;

5. Начальная (максимальная) цена договора - 296 005 870 рублей;

6. На участие в закупке подано 7 заявок, из них 2 заявки признаны соответствующими требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Маркетингового исследования нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке;

2. Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Маркетингового исследования Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно итоговому протоколу от 22.05.2020 N 22-02-26/065-03 Заявителю отказано в допуске к участию в Маркетинговом исследовании на основании несоответствия пункту 3 раздела 1 методики анализа и оценки заявок участников (далее - Методика оценки) и пункту 3.5.4 Документации.

В соответствии с пунктом 3.5.4 Документации участник должен предоставить согласие на обработку персональных данных всех физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки.

При этом согласно пункту 3 раздела 1 Методики оценки основанием для отклонения заявки участника закупки является, в том числе, отсутствие заполненных форм, несоответствие представленных в формах сведений требованиям форм или недостоверность представленных сведений в соответствии с пунктом 5 Документации.

Кроме того, согласно порядку оценки заявок участников закупки по критерию "наличие специалистов" участник получает 0 баллов в случае если общее количество трудовых ресурсов менее количества, указанного в Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя, материалы и пояснил, что Заявителем в целях присвоения баллов по критерию "соответствие персонала" в составе заявки представлены сведения о специалистах (форма 4) <...> и <...>, вместе с тем, Заявителем в составе заявки не представлено согласия на обработку и передачу персональных данных (форма 2.2 Документации), что не соответствует требованиям Документации и является основанием для отклонения заявки Заявителя.

Вместе с тем, изучив имеющиеся материалы, а также заявку Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что указанные сведения о специалистах в отношении <...> и <...> представлены Заявителем в составе заявки по форме N 4 с целью присвоения баллов заявке участника по соответствующему критерию оценки заявок и не является условием допуска участника закупки к участию в Маркетинговом исследовании, в связи с чем при отсутствии надлежащим образом оформленных сведений в отношении специалистов, представленных с целью присвоения баллов заявке участника, такие сведения не учитываются комиссией заказчика при начислении баллов по критерию оценки заявок "соответствие персонала".

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при рассмотрении заявок допущена техническая ошибка, поскольку Заявителем в составе заявки на участие в Маркетинговом исследовании представлено согласие на обработку и передачу персональных данных на всех специалистов, в связи с чем заявка Заявителя соответствует требованиям Документации.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя по указанным основаниям, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации установлены неправомерные требования к составу заявки.

Комиссия ФАС России сообщает, что в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Маркетинговом исследовании - 22.04.2020 в 10:00. Вместе с тем, Жалоба направлена Заявителем в ФАС России 29.05.2020, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, доводы Жалобы Заявителя на положения Документации не подлежат рассмотрению Комиссией ФАС России.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 29.05.2020 N 603 на действия (бездействие) заказчика ООО "ГА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого маркетингового исследования в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО "ГА" по строительству объектов газораспределения в Тульской области (4 этап) по программе газификации РФ (извещение N 32009057043) обоснованной.

2. Признать в действиях ООО "ГА" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ООО "ГА", ООО "Э" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 05.06.2020 N 223ФЗ-435/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.06.2020 N 223ФЗ-435/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.