ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2020 г. N КГОЗ-188/20
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство Административного здания муниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Билибинский", г. Певек (номер извещения 0188100002520000033) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего требования к содержанию вторых частей заявок на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) не указавшего в извещении о проведении Аукциона источник финансирования;
3) установившего размер обеспечения исполнения контракта с нарушением положений Закона о контрактной системе;
4) установившего в документации об Аукционе требования к сроку действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, с нарушением требований Закона о контрактной системе;
5) не применившего типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
6) не разместившего график оплаты выполненных работ, составленный с применением приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ N 336/пр);
7) не разместившего в полном объеме проектную документацию.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.05.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 323 431 100 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.06.2020;
4) дата проведения Аукциона - 17.06.2020;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки от участников Аукциона.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) определено, что в приложении N 1 к Постановлению N 99 содержатся дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки предъявляемым дополнительным требованиям.
Пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации которые должны содержаться во второй части заявки на участие Аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
При этом пунктом 16 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанное требование, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об источнике финансирования.
Согласно пункту 8 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе источником финансирования является Федеральный бюджет.
При этом согласно извещению о проведении Аукциона, размещенному в ЕИС, "Источник финансирования - Информация отсутствует".
Таким образом, информация об источнике финансирования в документации об Аукционе не соответствует информации об источнике финансирования, указанной в извещении о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Пунктом 10 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что генподрядчику предоставляется аванс в размере 30% от стоимости контракта.
При этом пунктом 25 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения государственного контракта 16 171 555,00 руб., то есть 5% от начальной (максимальной) цены Контракта.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 27 раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об Аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц). При этом в указанном пункте также установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, не менее чем на один месяц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые требования о сроке действия банковской гарантии, нарушают пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" (вместе с "Типовыми условиями государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства" (далее - Приказ N 9/пр) утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Согласно пункту 15 постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.
Типовые условия контракта, утвержденные Приказом N 9/пр, размещены в ЕИС 10.03.2020. При этом извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 28.05.2020.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в документации об Аукционе не применены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденные Приказом N 9/пр, что нарушает часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом N 336/пр утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Разделом I Методики установлена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком в документации об Аукционе не устанавливался график оплаты выполненных работ в связи с тем, что объект строительства располагается в самом северном городе России - Певек (Чукотский автономный округе) существуют затруднения с транспортной логистикой. Учитывая отсутствие железнодорожного сообщения в указанном населенном пункте, а также отсутствие надлежащей автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием вопрос доставки грузов и техники обсуждается с победителем Аукциона отдельно. Следовательно, невозможно заранее установить точные дату и время окончания выполнения работ по этапам. Таким образом, Заказчик не может установить график оплаты выполненных работ на этапе размещения документации об Аукционе в ЕИС.
При этом Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит информацию об оплате выполненных работ.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком в ЕИС не размещен сметный расчет, предусмотренный разделом 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация должна включать раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно пункту 8 части II Постановления N 87 проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Постановлением N 87 для объектов капитального строительства.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 8 части I Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.
В соответствии с пунктом 28 части II Постановления N 87 раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
Пунктом 30 части II Постановления N 87 установлено, что сметная документация, предусмотренная в пункте 28 части II Постановления N 87, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является строительство Административного здания муниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Билибинский", г. Певек (далее - Работы).
Таким образом, документация об Аукционе должна содержать проектную документацию, в том числе сметную документацию, включающую сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчик не разместил сводку затрат, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат на выполнение Работ, поскольку все необходимые виды работ, с указанием цены строительно-монтажных работ и оборудования содержатся в файле "Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта", размещенном в ЕИС.
Однако, указанный файл не содержит сметы на строительство объектов капитального строительства, что не отвечает требованиям части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в полном объеме проектную документацию, не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
8. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что Заказчику от Оператора электронной площадки поступили запросы участников Аукциона о разъяснении положений документации об Аукционе от 11.06.2020 N РД1, от 15.06.2020 N РД3. 11.06.2020 и 15.06.2020 соответственно Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части установления требований к содержанию вторых частей заявок на участие в Аукционе, противоречащих Закону о контрактной системе, не указании в извещении о проведении Аукциона источника финансирования, установления ненадлежащего размера обеспечения исполнения контракта, установления противоречивого требования к сроку действия банковской гарантии, не применения типовых условий контрактов, не размещения в полном объеме проектной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66, частей 3 и 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.