Решение ФАС РФ от 25.06.2020 N 223ФЗ-485/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают требования ч. 1 ст. 2 закон Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 25.06.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. N 223ФЗ-485/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ПАО СК "Р" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ПАО СК "Р" от 17.06.2020 N 23073/26 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Ж" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 340/ОКЭ-ЦФ/20 на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение N 32009192220), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ПАО СК "Р" (далее - Заявитель) от 17.06.2020 N 23073/26 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Ж" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 340/ОКЭ-ЦФ/20 на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение N 32009192220) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Ж", утвержденным решением Совета директоров ОАО "Ж" 28.06.2018 (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее - ЕИС) предусмотрено Закона о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.05.2020;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 40 942 949,54 рублей; по лоту N 2 - 40 863 555,05 рублей; по лоту N 3 - 42 034 447,98 рублей; по лоту N 4 - 40 572 542,98 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 18.06.2020;

4. Дата рассмотрения заявок - 25.06.2020;

5. Дата подведения итогов Конкурса - 26.06.2020;

6. На участие в Конкурсе подано 6 заявок на каждый лот.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика запрашивать дополнительные сведения у участников закупки;

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом описан предмет закупки, а также не установлен объем оказываемых услуг по предмету закупки;

3. Заказчиком в Документации установлены неправомерные положения в части округления цен участников закупки;

4. Заказчиком в Документации установлены неправомерные положения в части отказа в допуске участнику закупки в случае предоставления демпинговой цены.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика запрашивать дополнительные сведения у участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктом 3.6.9 Документации Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме запросить у участников конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение конкурсных заявок участников.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, проводить проверку достоверности данных и проводить преддоговорные переговоры может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации не установлен объем оказываемых услуг по предмету закупки, при этом в Документации не представлены технические и функциональные характеристики автомобилей в отношении которых будет осуществляться страхование гражданской ответственности владельцев, что, по мнению Заявителя, не позволяет участнику надлежащим образом сформировать свое ценовое предложение.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

При этом пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пункте 7 Извещения указано, что предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств по лотам N N 1 - 4. При этом объем оказываемых услуг по каждому лоту указывается в техническом задании, являющемся приложением к конкурсной документации.

Техническим заданием Документации установлена начальная (максимальная) цена договора по каждому лоту, а также установлены размер страховой премии, что позволяет участнику определить объем оказываемых услуг по предмету закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Документацией предусмотрены необходимые сведения для надлежащего формирования участником своего ценового предложения, поскольку объем оказываемых услуг установлен техническим заданием Документации, при этом коэффициенты, необходимые для расчета ценового предложения участника закупки, установлены в приложении N 1.1 в разделе 2 Документации.

Кроме того, в соответствии с приложением N 1.1 Документации расчет размера страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с установленными Указанием ЦБ РФ N 5000-У базовыми ставками страховых тарифов (минимальными или максимальными) и коэффициентами.

Также в техническом задании содержится информация о расчете страховой премии с применением всех коэффициентов, предусмотренных Указанием ЦБ РФ N 5000-У, в частности при расчете страховой премии применен коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), равный 0,7 (актуальный КБМ для ОАО "Ж" с 01.04.2020 г.). Коэффициент КТ при расчете страховой премии применен в соответствии с данными о месте нахождения юридического лица - собственника транспортного средства (его филиала), указанного в учредительном документе в отношении каждого транспортного средства. Коэффициент КО при расчете страховой премии применен равным 1,8; Коэффициент КВС применен равным 1; Коэффициент КМ при расчете страховой премии применен в соответствии с показателями мощности двигателя каждого транспортного средства; Коэффициент КПр при расчете страховой премии применен в соответствии со сведениями об использовании прицепа в зависимости от типа и назначения транспортного средства; Коэффициент КС применен равным 1; Коэффициент КН применен равным 1.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом описан предмет закупки, а также не установлен объем оказываемых услуг по предмету закупки.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводы Жалобы Заказчиком в Документации установлены неправомерные положения в части округления цен участников закупки.

Пунктом 3.15.6 Документации установлено, что для целей единообразного подхода к расчету сумм технического предложения суммы с учетом НДС необходимо рассчитывать следующим образом: цена единицы товаров, работ, услуг без учета НДС, округленная до двух знаков после запятой, умножается на количество, полученное значение округляется до двух знаков после запятой и умножается на 1,2 (либо иной коэффициент в зависимости от ставки НДС, применяемой в отношении участника).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанные положения Документации предусмотрены в целях обеспечения одинакового подхода ко всем участникам при расчете суммарной стоимости предлагаемых товаров/работ/услуг с учетом НДС, поскольку применение данного правила обеспечивает одинаковую последовательность вычислений, включая округление полученных значений, что направлено на равный подход к рассмотрению и оценке ценовых предложений.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что при проведении Конкурса отсутствует необходимость в применении указанного правила, поскольку согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации оказание услуг по страхованию не подлежит обложению НДС, что также установлено в разделе 1 технического задания (приложение N 1.1 к Документации), а также в разделе 4 формы технического предложения (приложение N 1.3 к Документации).

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены неправомерные положения в части отказа в допуске участнику закупки в случае, установленном пунктом 3.10.3 Документации.

В соответствии с пунктом 3.10.3 Документации независимо от применения антидемпинговых мер заявка участника, содержащая демпинговую цену договора (цену лота), отклоняется, если по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки обоснования предложенной цены, расчета предложенной цены, иных документов установлено, что снижение цены договора (цены лота) достигается за счет сокращения налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет невыполнения минимально необходимых требований, предусмотренных Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанное положение Документации не нарушает нормы действующего законодательства, поскольку направлено на неукоснительное соблюдение требований налогового законодательства (применяется с учетом предмета проводимой закупки), при этом в случае, если, исходя из документов и сведений, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке, Заказчик установит, что ценовое предложение участника сделано без учета подлежащих уплате налогов или без учета необходимости расходов на соблюдение требований, предусмотренных действующим законодательством, заявка такого участника подлежит отклонению, поскольку экономия в таком случае обусловлена несоблюдением требований действующего законодательства.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ПАО СК "Р" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 17.06.2020 N 23073/26 на действия (бездействие) заказчика ОАО "Ж" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 340/ОКЭ-ЦФ/20 на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (извещение N 32009192220) обоснованной в части довода о неправомерном установлении Заказчиком в Документации права Заказчика запрашивать дополнительные сведения у участников закупки.

2. Признать ОАО "Ж" нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "Ж", ООО "Р" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.06.2020 N 223ФЗ-485/20.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.