Решение ФАС РФ от 18.06.2020 по делу N 20/44/105/1110

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 18.06.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2020 г. по делу N 20/44/105/1110

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ТА" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" (далее - Заказчик), "АБ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией МКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение канализационных очистных сооружений г. Сарова Нижегородской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0132300007220000039) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной Комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Неправомерно сокращен срок выполнения работ;

2. Неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;

3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;

4. Ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, а также размер аванса;

5. В документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что в отношении казенных предприятий не применяются положения об обеспечении исполнения контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.05.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 324 281 067,48 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.06.2020;

5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;

7) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 4 участника закупки, 2 из которых признаны соответствующими документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признано ООО "АА" с предложением о цене контракта в размере 1 191 852 960,68 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок выполнения работ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно доводу Заявителя, срок выполнения работ в рамках исполнения государственного контракта сокращен, поскольку в соответствии с положениями документации об Аукционе въезд на территорию закрытого административного территориального образования города Саров ограничен и производится строго по пропускам, в связи с чем для въезда необходимо получение разрешения на въезд.

При этом, согласно положениям проекта государственного контракта документации об Аукционе, срок выполнения работ составляет 36 месяцев с даты заключения государственного контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление в документации об Аукционе вышеуказанного срока выполнения работ обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.

Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.

Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно сведениям, опубликованным в ЕИС, извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе размещены в ЕИС 25.05.2020 в 12:10, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 10.06.2020 в 09:00, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил сведения, подтверждающие обоснованность довода, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение канализационных очистных сооружений г. Сарова Нижегородской области".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что из положений документации об Аукционе представляется возможным определить порядок, объем выполнения работ. При этом описание объекта закупки в документации об Аукционе установлено в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, а также размер аванса.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Пунктом 5.3 документации об Аукционе, установлено следующее: "Обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта".

Пунктом 3.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик производит авансирование работ в размере 30% от цены Контракта".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что размер обеспечения исполнения государственного контракта, а также размер аванса установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено положение о том, что в отношении казенных предприятий не применяются положения об обеспечении исполнения контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 96 Закона о контрактной системе положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением.

Согласно пункту 5.3 документации об Аукционе в случае если подрядчиком является казенное учреждение, положения об обеспечении исполнения контракта к подрядчику не применяются.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанное положение документации об Аукционе установлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

6. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в следующих случаях:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно, наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.

В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 3.4 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2020 N 109665 (далее - Протокол) заявка участника закупки с идентификационным номером "86693" признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что заявка участника закупки с идентификационным номером "86693" признана несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99, поскольку в составе второй части заявки участника приложен, в том числе акт выполненных работ, согласно которому стоимость выполненных работ составляет 568 625 065,56 рублей, что не подтверждает стоимость представленного в составе заявки данного участника закупки исполненного договора N 333/19/1334 от 18 июля 2014, цена которого составляет 570 484 433,48 рубля.

На заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки с идентификационным номером "86693", поданная на участие в Аукционе, содержит, в том числе:

- копию договора строительства объекта N 333/19/1334 от 18.08.2014, заключенного между ОАО "ТБ" и ЗАО "Ч" (далее - Договор);

- копию дополнительного соглашения N 8 к Договору, согласно которому цена Договора составляет 570 484 433,48 рубля;

- копию акта приемки законченного строительством объекта от 01.06.2019, согласно которому стоимость объекта составила 568 625 065,56 рублей;

- копии актов о приемке выполненных работ по Договору.

Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ и акт приемки законченного строительством объекта по договору, предоставленному участником закупки с идентификационным номером "86693" в составе заявки, не подтверждают выполнение участником закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта Аукциона в соответствии с требованиями документации об Аукционе и Постановления Правительства N 99.

Таким образом, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о несоответствии в части вышеуказанного требования заявки участника закупки с идентификационным номером "86693" требованиям, установленным документацией об Аукционе и Постановления Правительства N 99.

На основании изложенного, а также учитывая, что в Протоколе не указано иных оснований для признания заявки участника закупки с идентификационным номером "86693" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Аукционной комиссии, нарушают часть 7 статьи 69 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, согласно Протоколу заявка участника закупки с идентификационным номером "84901" (далее - Победитель) признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе признана.

На заседании Комиссии установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) во второй части заявки представлен договор N 065/2018 от 28.09.2018, заключенный между ПАО "К" и Победителем на выполнение работ по строительству объекта "Расширение котельной ТЭЦ. Строительство котельных и реконструкция сетей теплоснабжения на территории индустриального парка "О" на сумму 497 850 363 рубля.

При этом представленное в составе заявки Победителя разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.03.2019 N RU 16520000-16 ОВ-19 выдано АО "О".

Кроме того, согласно представленному в составе заявки Победителя акту приемки законченного строительством объекта N 5 от 29.03.2019 Победитель является субподрядчиком по данному договору.

Вместе с тем, указанные в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Победителем не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.

На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки Победителя документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "ТА" необоснованной.

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения частей 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 18.06.2020 по делу N 20/44/105/1110 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.