ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2020 г. по делу N 20/44/105/1179
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ГКУ Саратовской области "У" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ГКУ Саратовской области "У" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Театр оперы и балета, 1864 г., 1959 - 1961 гг.", расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Театральная, 1" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0860500000220000035) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки ООО "А" (далее - Победитель) соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
2. Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 07.07.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.07.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.06.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 618 879 015,48 рублей;
3) источник финансирования - средства областного бюджета Саратовской области и субсидии из федерального бюджета; КБК - 041080155A25R1112414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона 22.06.2020;
7) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, так как по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем;
8) победителем Аукциона признано ООО "А" с минимальным предложением о цене государственного контракта в размере 1 497 463 089,28 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.06.2020 N 0860500000220000035-3 (далее - Протокол) заявка Победителя признана соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, Победителем в составе заявки на участие в закупке представлена, в том числе, выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО), которая подтверждает 2 уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договору на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (предельный размер обязательств не превышает 500 млн. рублей), что не соответствует законодательству Российской Федерации, поскольку уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене государственного контракта.
Пунктом 20 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе, о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3.1 документации об Аукционе - уровень ответственности члена СРО по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств и по фонду возмещения вреда должен быть не ниже третьего уровня ответственности.
Комиссией установлено, что предложение Победителя о цене государственного контракта составляет 1 497 463 089,28 рублей.
При этом, Победителем в составе заявки на участие в закупке приложена выписка СРО, подтверждающая третий уровень ответственности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выписка СРО, представленная Победителем в составе заявки на участие в закупке, соответствует требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Победителем в составе заявки на участие в закупке не представлены документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства N 99.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Театр оперы и балета, 1864 г., 1959 - 1961 гг.", расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Театральная, 1.
Пунктом 21 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона, а также исчерпывающий перечень документов.
На заседании Комиссии установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) во второй части заявки предоставлена копия договора подряда N ДП-668 от 16.08.2017, заключенного между ООО "Р" и Победителем на выполнение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра. Главный вход, 1954 г., архитектор Мельчаков И.Д." по адресу: проспект Мира, д. 119, стр. 227, 228" на сумму 398 133 738,77 рублей, а также акт завершения работ N 1 от 19.09.2020 на указанную сумму.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что 31.05.2017 ГКУ города Москвы "М" в ЕИС размещено извещение N 0173200001417000440 о закупке работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Объекты градостроительства и архитектуры, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра. Главный вход, 1954 г., архитектор Мельчаков И.Д." по адресу: проспект Мира, д. 119, стр. 227, 228" с начальной (максимальной) ценой контракта - 652 555 550 рублей.
Победителем по указанному аукциону признано ООО "Р", с которым ГКУ города Москвы "М" 10.07.2020 заключен государственный контракт N 17Р2/49-ГК/17 на сумму 676 962 582,45 рубля.
Таким образом, предмет закупки ГКУ города Москвы "М" идентичен работам по договору, предоставленному в заявке Победителя.
При этом согласно сведениям ЕИС, Победитель в рамках указанной закупки выступал субподрядчиком на основании договора подряда N ДП-668 от 16.08.2017, приложенного в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Победителем надлежащим образом не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Согласно Протоколу заявка участника закупки с порядковым номером "2" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) во второй части заявки представлена копия договора N 26-06/17-ПС от 26.06.2017, заключенного между ООО "С" и Победителем на выполнение работ по реставрации и приспособлению для современного использования особняка Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая аллея, д. 12-14/32, лит. А, Р, Н, П, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Особняк Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой" на сумму 353 175 948 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя представлена копия акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 09.12.2019 г., между ООО "С" и ООО "И".
При этом согласно указанному акту заказчиком является ООО "И", подрядчиком является ООО "С".
Вместе с тем, указанные в пункте 1 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, в связи с чем решение Аукционной комиссии о признании заявки Заявителя несоответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе является правомерным.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной в части неправомерного признания заявки Победителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 08.07.2020 по делу N 20/44/105/1179 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.